Ссылки для упрощенного доступа

"Театр всегда давал ощущение свободы". Снижается запрос на спектакли на родных языках


Фрагмент спектакля "Адәмнәр" ("Люди") Татарского государственного театра кукол в Казани – о страшном голоде, свирепствовавшем в Поволжье и на Урале в 1921-1922 годах
Фрагмент спектакля "Адәмнәр" ("Люди") Татарского государственного театра кукол в Казани – о страшном голоде, свирепствовавшем в Поволжье и на Урале в 1921-1922 годах

О значении национального театра для народов России размышляет политолог Руслан Айсин. Владимир Путин на этой неделе вручил режиссеру Татарского государственного академического театра им. Камала Айдару Заббарову премию для молодых деятелей культуры за 2022 год. Заббаров на церемонии вручения посетовал на то, что в регионах национальные театры вынуждены переходить на репертуары на русском языке, так как запрос на постановки на национальных языках стал критически снижаться. Путин своим ответом попытался скинуть с себя ответственность.

Театру советская власть уделяла значительное внимание. Именно в театре созревала и теплилась внутренняя миграция, культурный протест против "свинцовых мерзостей жизни" тоталитарного государства. Уход в театральный, сконструированный творческими гениями, мир давал ощущение некой свободы. Снаружи грохот топоров палачей, идеологический макабр ("танец мертвых", который, по средневековому поверью, плясали мертвецы на кладбищах — Idel.Реалии), а внутри — хоть какая-то надежда в этом воссоздаваемом идеалистами пространстве. Театр в России всегда был больше, чем просто сценическое искусство. Так же как и поэт. Они несли смыслы, политические месседжи, они собирали людей, вдохновляли их, вычерчивали эзоповым языком образы будущего, буквально принуждали думать, мечтать, вести диалог со своей совестью… Такое не нравилось властям. В тоталитарном строе не может быть никаких пузырей с воздухом, все должно быть раздавлено и принуждено.


Тут Владимир Путин накануне вручил премию для молодых деятелей культуры за 2022 год режиссеру Татарского государственного академического театра им. Камала Айдару Заббарову. Он удостоен премии за вклад в развитие отечественного театрального искусства. Заббаров на церемонии вручения посетовал на то, что в регионах национальные театры вынуждены переходить на репертуары на русском языке, так как запрос на постановки на национальных языках стал критически снижаться. При этом он отметил, что театр — это важный институт сохранения языка.

Однако Путин, отвечая на этот посыл Заббарова, запел свою старую песню, что, дескать, "после краха СССР помощь национальным языкам снизилась". Виноваты в этом рыночные отношения, и надо искать новые формы поддержки. Удивительное рядом, как говорится. Именно с приходом Путина начинается демонтаж всей архитектуры национальной и духовной жизни народов Российской Федерации. А он все на развал Союза отсылает, полностью исключая себя из этого процесса.

Ведь все взаимосвязано. Путин свое президентство начал с того, что усилил давление на федерализм, урезал значительно полномочия регионов и повел политику сверхцентрализации, невиданную даже в советское время. Там все-таки федерализация была реальная, по меньшей мере, на уровне союзных республик. Путинская централизация коснулась не только сферы экономики и политики, но и системы образования, науки, религии, культуры. Он объял все!


Сначала был отменен ЕГЭ на родном языке (что поставило под большой вопрос возможность воссоздания системы высшего образования на нерусском языке), затем из программы общего образования изъяли национально-региональный компонент, и завершила триаду запретительных мер в этой сфере — замена обязательного преподавания родных языков в субъектах РФ на добровольный статус в 2017 году. В это же время Москва официально отказала Казани в пролонгации Федеративного договора о разграничении полномочий и предметов ведения между РТ и РФ, тем самым закрыв страницу чаяний и надежд на компромиссный смягченный (символическо-куцый) вариант документа.

Из политического лексикона исчезли такие понятия как "федерализм", "регионализм", "федеративные отношения", "национальное образование" и другие. Политико-символическая сфера наполнилась выражениями и паттернами державного, консервативного, унитаристского характера. Вопросы о правах народов РФ сознательно выталкивались на обочину общественного и научного бытия, в маргиналитет, а сейчас и того жестче — часть тем криминализована путем принятия соответствующих законодательных мер.


В 2017 году Владимир Путин на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям сказал, что в Татарстане якобы притесняют русский язык и заставляют его учить в школе. И постепенно цензура стала проникать и в другие институты национальной жизни. Те же театры, СМИ, литературу.

Здесь схема понятная. Нет национальной средней школы — нет высшей школы, вузов. Значит не воспроизводится интеллигенция. Не выпускаются дипломированные учителя татарского языка и литературы, историки, просветители-подвижники. А они и составляют культурную прослойку тех, кто посещает театры, читает прессу, создает духовную ткань нации. Трудно представить, чтобы без этой основы можно было что-то выстраивать. Отсюда и спад интереса к национальной культуре, потому что она неполноценно пополняется молодой порослью.

Путин все это прекрасно осознает. Поэтому его слова, обращенные Заббарову, не более, чем ширма, попытка скинуть с себя ответственность за происходящие процессы русификации и унитаризации, уничтожения духовных основ народов страны. Я бы сказал, это лицемерие, как и вся москвоцентричная политика.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG