Ссылки для упрощенного доступа

Семейные ценности главы Конгресса татар


Дорогостоящие костюмы, обучение танцам, грандиозные шоу и швейное производство в филармонии — такова история Чулпан Закировой, дочери депутата Госсовета Татарстана и главы Всемирного конгресса татар Рината Закирова. Как, используя всё это, она зарабатывает из республиканского бюджета — в расследовании "Idel.Реалии".

Чулпан Закировой сорок лет. Она — руководитель ансамбля "Казань", который в прошлом году поставил грандиозное танцевальное шоу "Казанское сокровище", а в этом — "Великий шелковый путь". Интересно, что ансамбль этот не частный, а муниципальный. Его учредителем выступает Национальный культурный центр "Казань". Его директор (с 1991 года) — Ринат Закиров. Он — отец Чулпан, депутат Госсовета Татарстана (с 2004 года) и глава исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ) с 2002 года.

Чулпан Закирова с отцом — Ринатом Закировым и матерью — Рузией Мутыйгуллиной
Чулпан Закирова с отцом — Ринатом Закировым и матерью — Рузией Мутыйгуллиной

Сам по себе НКЦ "Казань" — бюджетная организация. Она учреждена Комитетом земельных и имущественных отношений Казани и принадлежит городу.

Именно это шоу — "Казанские сокровища" — входит в культурную программу съезда конгресса, который сегодня стартует в Казани. Съезд созывают раз в пять лет. Помимо этого, у ВКТ каждый год проходит множество мероприятий меньшего размаха — форумы татарских журналистов, имамов, бизнесменов, женских активисток, Сабантуи в разных городах России, а теперь и мира, и так далее. На многих из них ансамбль дочери Рината Закирова проводит свои выступления, с тех пор, как Закиров стал руководителем ВКТ, группа "Казань" является гвоздем программ культурных мероприятий организации. Сам Всемирный конгресс татар функционирует полностью на деньги бюджета Татарстана.

Шоу "Казанские сокровища", если верить рецензиям СМИ после премьеры осенью прошлого года, особенно потрясло зрителей костюмами — для шоу было сшито 500 штук. Художники — Асель Исмагилова, Зульфира Ахмерова, Людмила Волкова при участии Чулпан Закировой.

Нажмите, чтобы увеличить

Причем участие Закировой было не только творческим — она получила большую часть денег за эти костюмы. Точнее не она, а её компания — ООО "Эдем". Если верить информации о компаниях, предоставляемой ИА "Интегрум" и Федеральной налоговой службой, в октябре 2006 года Закирова и Зульфира Ахмерова учредили ООО, причем последней досталось только 25% компании, однако она получила должность директора. Поэтому во всех отчетах и бумагах имя Закировой не фигурирует.

После учреждения эта компания сразу же стала сотрудничать с ансамблем владельца. То есть ансамбль, учрежденный НКЦ (директором которого является Ринат Закиров) и работающий под руководством его дочери Чулпан Закировой, заказывает костюмы (идеи которых разрабатывала, в том числе, и она) у своей же компании.

Даже на сайте ансамбля есть раздел о "Швейной фабрике НКЦ "Казань".

"Более десяти лет мы изготавливаем костюмы для государственного танцевального коллектива "Казань". Как каждый танец требует хореографа, так и эскизы костюмов нуждаются в руке художника. По вашему желанию мы можем изготовить сценический наряд по историческим документам, наброскам, хранящимся в архивах, предложим множество отделочных материалов и украшений к этим изделиям. <…> Сегодня в наших костюмах исполняют танцы всех стран и народностей, поют со сцен театров, выступают на эстраде, исполняют музыку камерные оркестры и музыканты-народники всего мира", — сказано на сайте муниципального ансамбля.

Если верить фотографиям, то компания Чулпан Закировой шьет костюмы не только для выступлений ансамбля, но и для других культурных коллективов, например, для детского конкурса красоты.

Несмотря на то, что раздел назван "Швейная фабрика НКЦ "Казань", речь идет именно об ООО "Эдем". Это подтверждается дипломами и благодарностями на имя директора компании "Эдем" Зульфиры Ахмеровой в этом же разделе.

ООО "Эдем", согласно юридическому адресу, находится в здании Казанской Городской Филармонии (Островского, 25). Кроме собственно филармонии и компании "Эдем" в здании больше ничего нет.

Сама Чулпан Закирова в СМИ не отвечала на вопрос о том, сколько, а главное откуда ее ансамбль получает средства для того, чтобы обслуживать и вывозить несколько раз в год труппу на гастроли, шить костюмы, разрабатывать постановки, оплачивать перелеты и поездки, арендовать зал. Например, в одном из интервью в прошлом году после премьеры "Казанских сокровищ" она заявила, что взяться за спектакль о татарском народе ее заставила заинтересованность республиканского комитета по туризму. Оплачивал ли он все расходы ансамбля — неизвестно.

В мае этого года после премьеры "Великого шелкового пути" Чулпан Закирова в интервью "МК-Поволжье" заявила, что спектакль — некоммерческий проект, а "сборы даже не окупили затраты".

— Да, мы сшили более 500 костюмов, заказали необычные для нас движущиеся декорации. Я еще раз подчеркиваю — задача проекта иная. Да, конечно, республиканские власти нас поддерживают, замечают нужды. Но еще раз скажу — даже для того, чтобы грамотно выстроить свет для спектакля, необходимы недели! Ну, кто нам даст это сделать на арендной базе? Так что для "Шелкового пути" свет мы прописывали всего за ночь. Сложность состоит еще и в том, что у нас нет своего репертуарного театра, своего здания, в котором мы могли бы полноценно представить свой продукт, который может не только развлекать, но и воспитывать, который приносит и эстетическое наслаждение красивым танцем, и пищу для ума, — пожаловалась она.

Что же до швейной фабрики, то в этом интервью есть комментарий и об этом (без упоминания о том, что она принадлежит ей). "Такой объем работы и с такой скрупулезностью без своей швейной мастерской просто невозможно сделать. Чужие люди и отошьют без души. А мы днюем и ночуем в мастерской, в которой работают всего три, но высокопрофессиональнейших мастера", — заявила Закирова.

С вопросами о том, сколько и откуда ансамбль получает средства, а также о стоимости костюмов за последние два года мы обратились к Чулпан Закировой. Также мы попросили ее прокомментировать ситуацию со швейной фабрикой.

— У вас информация старая. Я уже семь лет как вышла из состава ООО "Эдем". А по расходам средств я не уполномочена отвечать на эти вопросы, — заявила она и посоветовала связаться с PR-менеджером ансамбля, без ведома которой "статьи не выходят".

А вот согласно данным систем "Интегрум" и "Картотека", Чулпан Закирова до сих пор владеет 75% компании. Это подтверждается и выпиской из ЕГРЮЛ с сайта Федеральной налоговой службы. ​

Документы на тех же открытых ресурсах показывают, что бизнес Закирова не ограничивается только таким вот "взаимовыгодным сотрудничеством" с ансамблем "Казань".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG