Ссылки для упрощенного доступа

"Как не имею неприязненных отношений? Они моего сына убили!"


Сергей Петикин (слева на скамейке) и Алексей Петикин (справа от него)
Сергей Петикин (слева на скамейке) и Алексей Петикин (справа от него)

Сегодня в Кировском районном суде Казани началось рассмотрение уголовного дела о пытках в отделе полиции "Юдино", где 1 февраля 2012 года скончался директор Казанского техникума железнодорожного транспорта Павел Дроздов. На скамье подсудимых четыре экс-сотрудника, которых обвиняют в превышении должностных полномочий с применением насилия и специальных средств. На сегодняшнем заседании все они свою вину не признали. Кроме того, суд сегодня допросил двух потерпевших — отца и брата погибшего. Подробности с первого заседания по этому делу — в материале "Idel.Реалии".

Кировский районный суд Казани сегодня, 27 октября, приступил к рассмотрению уголовного дела в связи с событиями, произошедшими пять с половиной лет назад. Тогда, 1 февраля 2012 года, 45-летнего замдиректора Казанского железнодорожного техникума Павла Дроздова доставили в отдел полиции "Юдино" за то, что он, находясь в кафе в состоянии сильного алкогольного опьянения, выражался нецензурной бранью, повредил имущество и приставал к посетительнице.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Довели до смерти, "действуя в соответствии со сложившейся обстановкой"

Задержанного поместили в камеру для административно задержанных. Действия Дроздова показались полицейским агрессивными (согласно их показаниям, задержанный ломился в дверь и матерился), после чего пятеро сотрудников полиции зашли в камеру, применили физическую силу и приемы борьбы, а затем уложили Дроздова на пол. После этого полицейские связали его "ласточкой", то есть надели ему наручники, а ремнем связали ноги, после чего зафиксировали ноги и руки за спиной, притянув их друг к другу.

Спустя некоторое время Павел Дроздов перестал двигаться, в результате чего в отдел полиции вызвали "скорую", которая лишь констатировала смерть задержанного. В материалах дела говорилось, что смерть наступила в результате заболевания поджелудочной железы – тотального геморрагического панкреонекроза, осложнившегося развитием шокового процесса, отеком головного мозга, отеком легких. Специалисты пришли к выводу, что телесные повреждения в виде кровоподтеков в причинной связи со смертью не состояли.

Следствие четыре раза отказывало в возбуждении уголовного дела и три раза его прекращало. После этого брат погибшего — Сергей Дроздов — весной этого года направил в ЕСПЧ жалобу, в которой указал, что российские власти нарушили ст. 2 и ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь и запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ласточка" улетела в Страсбург

В сентябре этого года заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Зайцев утвердил обвинительное заключение в отношении четырех бывших сотрудников ОП "Юдино" УМВД по Казани и направил дело в суд.

Обвиняемыми по делу проходят четыре экс-сотрудника полиции ОП "Юдино": Сергей и Алексей Петикины, Эдуард Болгаров и водитель на заводе Олег Бачуров.

Дело в отношении пятого фигуранта — Андрея Маркунина — было прекращено в связи с его смертью в апреле 2012 года — мужчина покончил с собой.

Павел Дроздов
Павел Дроздов

Отметим, что экс-полицейским смерть Павла Дроздова в вину не ставят. Следователи ограничились лишь применением насилия и пытками. Причина этому — заключение Центра судмедэкспертизы Минздрава России, согласно которому причина смерти Дроздова и вовсе не установлена, поскольку первоначальным экспертом "не вскрыты и целенаправленно не исследованы рефлексогенные зоны, мягкие ткани спины, позвоночник, спинной мозг". По мнению экспертов, только так можно было узнать, как организм Павла Дроздова реагировал на "ласточку".

***

Сегодняшнее заседание началось с установления личностей подсудимых. Так, Сергей Петикин сообщил, что работает контролером по транспорту в ОАО "Казанский оптико-механический завод". У его брата — Алексея Петикина — суд о месте работы не спросил. Эдуард Болгаров работает наполнителем газовых баллонов, а Олег Бачуров — водителем на заводе.

Олег Бачуров
Олег Бачуров

После этого судья Феликс Сабитов перешел к рассмотрению ходатайств сторон дела. Потерпевшие — брат скончавшегося Павел Дроздов и его отец Анатолий Дроздов — ходатайствовали о допуске к процессу их представителей, юристов, сотрудничающих с правозащитной организацией "Зона права", Андрея Сучкова и Игоря Шолохова.

Все подсудимые и их защитники выступили против допуска представителей. Один из адвокатов сообщила суду, что согласно ч.1 ст.45 УПК РФ "представителями потерпевшего могут быть адвокаты", а у Шолохова и Сучкова такого статуса нет. Тем не менее, судья Феликс Сабитов ходатайство потерпевших удовлетворил.

Следом представитель гособвинение зачитала обвинительное заключение, после чего суд спросил у подсудимых, согласно ли они с предъявленными обвинениями.

Сергей Петикин отметил, что "как-то здесь неправильно все", а также констатировал, что "предварительного сговора" не было. Он заявил, что не согласен с предъявленным обвинением. Остальные подсудимые были лаконичны — свою вину не признали и с обвинением не согласились. Лишь адвокат Эдуарда Болгарова отметил, что "обвинение не соответствует фактическим обстоятельствам, о чем будет подробно изложено в показаниях" его клиента и на стадии прений сторон.

Судья Феликс Сабитов объявил о порядке исследования доказательств. Сначала допросят потерпевших, потом — свидетелей, после этого исследуют письменные материалы дела, а в конце процесса допросят подсудимых.

***

Первым сегодня допросили отца Павла Дроздова — Анатолия Дроздова.

— Имеете неприязненное отношение к подсудимым? — задал вопрос судья Феликс Сабитов.

— Как не имею? Они моего сына убили! — жестко ответил пожилой мужчина.

Анатолий Дроздов рассказал, что был на работе, когда ему позвонили и сообщили, что его сына задержали в кафе, поскольку "он якобы был пьяный и буянил".

— Мне об этом сообщили примерно в 19:15. Мне сказали, что его доставили в отдел полиции "Юдино". Я туда сходил, но меня туда даже не пустили — стояли два представителя на крыльце и сказали, что его не выпустят из-за распоряжения высшего начальства. После этого я ушел домой. В два часа ночи ко мне домой приехал сержант с ОП "Юдино" и доставил меня в отделение — посмотреть на тело сына. Сын лежал в коридоре, по-моему на полу, рубашка была распахнута. Там было темно, — вспоминал события 2 февраля 2012 года Анатолий Дроздов.

​На вопрос гособвинителя, были ли на теле его сына ссадины, Дроздов-старший ответил, что видеk ссадины и подтеки, а одежда сына, которую ему выдали, "была грязная".

Представитель прокуратуры просила Анатолия Дроздова охарактеризовать его сына. По словам отца, его сын ранее к административной и уголовной ответственности не привлекался, "никогда не буянил", "был спокойным".

— Откуда они взяли, что он буянил!? По всей вероятности, его довели до такого состояния, — подчеркнул Анатолий Дроздов, а на вопрос одного из адвокатов, как себя вел сын после употребления спиртного, ответил: "Спокойный он, я же говорю. Не буянил никогда".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Не может же быть такого, что человек умер в камере, а виновных нет"

На вопрос одного из защитников, какой вред причинен Анатолию Дроздову в связи с событиями пятилетней давности, он ответил, что "дети лишились отца, внучки лишились деда, а мать скончалась — не вынесла всего этого после инфаркта и инсульта".

Следом допросили брата скончавшегося — Сергея Дроздова. Он также отметил, что "в данный момент испытывает неприязненные отношения" к подсудимым.

— Брат был адекватным. Отдавал отчет своим действиям. Употреблял он не очень часто. Если по праздникам, то никаких агрессивных действий после спиртного он не допускал, — охарактеризовал брата Сергей Дроздов.

Сергей Дроздов
Сергей Дроздов

Он напомнил, что второго февраля около пяти утра ему позвонила мать и сказала, что Павел Дроздов скончался.

— Я оделся, пошел к родителям и там узнал, что Павла задержали после происшествия в кафе и отвезли в отдел полиции. Я пошел в отдел и разговаривал с сотрудниками, которые там были. Они пояснили, что Павел умер не по их вине, что они отношения к этому не имеют, — отметил Сергей Дроздов.

Он также сообщил, что когда забирал тело брата из морга, то заметил ссадины на запястье и ноге.

— Я испытал сильное моральное потрясение после того, как увидел видеозапись, — подчеркнул Сергей Дроздов, отвечая на вопрос адвоката о том, какой вред ему причинен в результате случившегося.

— Были ли, на ваш взгляд, основания у сотрудников полиции ограничивать, скажем так, свободу вашего брата и применять в отношении него те действия, которые они совершили? — задался вопросом судья Феликс Сабитов.

— Оснований не было, — ответил Сергей Дроздов.

После этого суд узнал у сторон дела, возможно ли продолжение судебного заседания в отсутствие тех свидетелей, которые не явились. Гособвинители и защитники настаивали на том, что их необходимо дождаться.

Следующие заседания состоятся 7 и 8 ноября.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG