Ссылки для упрощенного доступа

На обращения к Путину ответят в Страсбурге


В Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) направлена жалоба активистки Дарьи Кулаковой, которая отсидела 10 суток в спецприемнике за акцию "Надоел" в Казани, организованную "Открытой Россией". По мнению заявительницы, российские власти нарушили несколько статей Европейской конвенции по правам человека, в том числе право на свободу и личную неприкосновенность. Кулакова уверена: ЕСПЧ "установит нарушения" Конвенции, что впоследствии послужит изменению ситуации со свободой собраний в стране.

Зампред "Открытой России" в Татарстане Дарья Кулакова стала первой девушкой в республике, которую суд отправил под административный арест за политическую деятельность. 30 апреля прошлого года судья Вахитовского райсуда Казани Дамир Гадыршин арестовал Кулакову на 10 суток.

29 апреля в Казани, как и во многих городах России, должна была состояться акция протеста "Надоел", организованная движением "Открытая Россия" (ОР). Поскольку мэрия столицы Татарстана отказалась согласовать шествие и митинг, активисты ОР приняли решение ограничиться подачей писем в приемную президента России Владимира Путина. В целом, суть акции заключалась в том, чтобы потребовать действующего президента не идти на четвертый срок.

В субботу, 29 апреля, приемная Путина в Казани не работала — выходной день. Тем не менее организатор акции — Дарья Кулакова — пришла к приемной с коробкой для обращений и поставила ее у входа.

Подполковник полиции Александр Царевский воспротивился этому и заставил Кулакову перейти на другую сторону дороги. Активистка согласилась, однако через несколько минут Царевский вновь подошел к ней и сообщил, что пришедшие все-таки смогут передать свои обращения. По звонку Царевского охранник приемной несколько раз выносил урну для обращений, чтобы пришедшие могли оставить свое письмо Владимиру Путину.

Около здания приемной президента в тот день было как никогда много полицейских, большинство из которых — в штатском

Около здания приемной президента в тот день было как никогда много полицейских, большинство из которых — в штатском. Тех же, кто просто хотел передать обращение — не более 20 человек. Еще за два дня до акции прокуратура и МВД Татарстана на своих официальных сайтах предупредили, что акция "Открытой России" не согласована. Кроме того, за день до акции сотрудники прокуратуры пришли на квартиру к Дарье Кулаковой и вручили ей официальное предостережение. 27 апреля на пять суток арестовали лидера "Открытой России" в Татарстане Илью Новикова и члена совета реготделения Эмиля Гараева за агитацию принять участие в акции "Надоел". Через несколько месяцев оба покинули Россию, опасаясь политического преследования.

Когда все пришедшие уже передали свои обращения, Александр Царевский и полковник полиции Виктор Котников подошли к Дарье Кулаковой и попросили ее пройти в отдел полиции для "установления личности". Кулакова несколько раз переспросила сотрудников о том, просят они ее пройти или требуют. Полицейские ответили, что просят, после чего Кулакова отказалась. Буквально через пару минут замначальника УМВД России по Казани Валерий Саматошенков дал команду "забирать по ст.20.2 КоАП РФ", после чего сотрудники Росгвардии взяли Кулакову под руки и отвели в полицейскую "Газель".

Минут через 15 по указанию того же Саматошенкова в полицию забрали активистку Ляйсан Исмагилову, у которой в руках было несколько конвертов с обращениями к Путину. Обеих отвезли в отдел полиции "Япеева".

В отдел приехала юрист правозащиты "Открытой России" Эльза Нисанбекова, которая на протяжении следующих шести часов пыталась пробиться к задержанным девушкам. Полицейские, однако, наотрез отказались пускать Нисанбекову в отдел полиции, несмотря на наличие у нее доверенности от Дарьи Кулаковой. За эти шесть часов Кулакова в сопровождении пятерых полицейских успела съездить в РКБ-2, поскольку у нее заболело сердце. Сотрудники ОП "Япеева", по словам активистки, отказались вызвать ей "скорую" — медики в итоге приехали в отдел по звонку Эльзы Нисанбековой.

В больнице отказались госпитализировать Кулакову и вернули ее в отдел полиции "Япеева". По ее возвращении в полицию Нисанбекова вновь попыталась попасть к задержанной, однако полицейские стояли на своем. Жалобы в прокуратуру и дежурную часть МВД результатов не дали — сотрудники ОП "Япеева" продолжали ссылаться на нормативный акт, согласно которому они якобы имеют право не пускать защитника к задержанному.

Уже после девяти вечера Эльза Нисанбекова отправилась в главное здание МВД по РТ, где дежурный очень удивился тому, что ее не пускают к задержанной, и обещал решить этот вопрос. Тем не менее, в ОП "Япеева" полицейские свою позицию не поменяли и вновь не пустили юриста к Дарье Кулаковой. Дежурный прокурор Вахитовского района Казани, куда также ездила Нисанбекова, вовсе не открыл дверь, а в прокуратуре Татарстана обещали разобраться и дать свой ответ по телефону в течение 20 минут после обращения. Больше дежурный прокурор трубку не брал.

В прокуратуре Татарстана обещали разобраться и дать свой ответ по телефону. Больше дежурный прокурор трубку не брал.

На следующий день, 30 апреля, Эльзу Нисанбекову все-таки пустили к Дарье Кулаковой для передачи личных вещей. Кулакова и Ляйсан Исмагилова рассказали юристу, что накануне вечером полицейские отказались их кормить. Тем не менее, один из сотрудников разрешил передать продукты задержанным. Утром 30 апреля девушек также не покормили, не объясняя причин. Нисанбековой пришлось вновь передавать продукты через окно отдела полиции "Япеева".

Лишь через 17 часов после задержания Эльзе Нисанбековой и журналисту "Idel.Реалии" удалось, наконец, выяснить, в чем же обвиняют Кулакову и Исмагилову. В отношении зампреда "Открытой России" в Татарстане составили два протокола об административном правонарушении. Первый — по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ — организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия; второй — по ч.1 ст.19.3 — неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. В отношении Ляйсан Исмагиловой был составлен протокол лишь по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

В полдень 30 апреля задержанных в наручниках доставили в Вахитовский районный суд Казани. В протоколе об административном правонарушении Дарьи Кулаковой говорилось, что она являлась организатором "несогласованного публичного мероприятия... в виде подачи писем в приемную президента РФ, в которых озвучивались требования против политики действующей власти", а именно: "Путин, не ходи на четвертый срок", "Минниханов, займись проблемами народа, а не своих родственников", "Мэр, откажись от мусоросжигательного завода в Казани".

По мнению полицейских, Дарья Кулакова своими действиями нарушила ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, а ее отказ проехать с полицейскими в отдел полиции "Япеева" квалифицировали по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

Дарья Кулакова в Вахитовском районном суде Казани
Дарья Кулакова в Вахитовском районном суде Казани

Дарья Кулакова сообщила суду, что "выполняла все законные просьбы сотрудников полиции".

— А увезли меня незаконно. Были нарушены мои права, — заявила она.

— Ранее вы пояснили, что вам в 10 вечера привезли готовый протокол об административном правонарушении и предложили расписаться? — уточнил судья Дамир Гадыршин.

— Да, я отказалась, — подтвердила Кулакова.

Что касается правонарушения по ч.2 ст.20.2, то Эльза Нисанбекова сообщила суду, что подача обращений в приемную Владимира Путина не являлась публичным мероприятием, и соответственно федеральный закон о митингах на это мероприятие не распространяется.

Нисанбекова и Кулакова просили суд прекратить административное производство по обеим статьям КоАП РФ.

Судья Вахитовского районного суда Казани Дамир Гадыршин по ст.19.3 КоАП арестовал Кулакову на 10 суток, а по 20.2 — на семь суток. Поскольку наказания не суммируются и с учетом того, что ночь активистка провела в отделе полиции, Дарья Кулакова должна была провести в спецприемнике девять суток.

О деле Дарьи Кулаковой написало не одно федеральное СМИ, а встречать активистку из спецприемника приехали члены "Открытой России" из разных регионов страны. Среди них был председатель движения Александр Соловьев.

Пройдя все судебные инстанции в России и не добившись успеха, Дарья Кулакова обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По мнению юристов правозащиты "Открытой России", в деле Кулаковой российские власти нарушили несколько статей Европейской конвенции по правам человека.

По мнению юристов правозащиты "Открытой России", в деле Кулаковой российские власти нарушили несколько статей Европейской конвенции

Авторы жалобы считают, что власти России нарушили статью 5 Конвенции — право на свободу и личную неприкосновенность. По мнению юристов, полицейские неправомерно задержали Дарью Кулакову, удерживали ее на протяжении 19 часов в отделе полиции, после чего суд арестовал ее на 10 суток. Кроме того, в жалобе говорится, что Россия в этом деле нарушила статью 6 — право на справедливое судебное разбирательство. Юристы подчеркнули, что в российских судах были нарушены процессуальные права: доступ защитника, презумпция невиновности, равенство сторон. Нарушение последнего, сказано в жалобе, выразилось в "полном игнорировании доказательств защиты и их выборочное использование".

Юристы также констатировали, что власти нарушили еще одну статью Конвенции — свобода собраний и объединений (ст.11). В жалобе ее авторы напомнили, что еще в суде первой инстанции Кулакова отмечала, что акция "Надоел" не была публичным мероприятием в понимании закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Вместе с тем, в жалобе в ЕСПЧ сказано, что задержание Дарьи Кулаковой на мирной акции не отвечало принципам, декларируемым Конвенцией, а именно — свободы мирных собраний.

В беседе с "Idel.Реалии" Дарья Кулакова рассказала, что она подала жалобу в ЕСПЧ, поскольку в российских судах политическим активистам добиться справедливости "практически невозможно".

Я уверена, что в моем деле ЕСПЧ установит нарушения Европейской конвенции по правам человека

— Мой небольшой опыт участия в российских судах показал следующее: ты можешь говорить, что угодно, как угодно доказывать свою невиновность, предоставлять документы, апеллировать к международным конвенциям и здравому смыслу, но напротив тебя сидит человек, для которого показания и протокол полицейских — главный и единственный аргумент. Я уверена, что в моем деле ЕСПЧ установит нарушения Европейской конвенции по правам человека. Надеюсь, что сложившаяся практика Европейского суда по делам о свободе собраний в России рано или поздно изменит ситуацию в нашей стране, — резюмировала Дарья Кулакова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG