Ссылки для упрощенного доступа

Пытки под портретами Путина и Колокольцева


Слева — обвиняемый Ильвир Сагитов, справа — потерпевший Венер Мардамшин
Слева — обвиняемый Ильвир Сагитов, справа — потерпевший Венер Мардамшин

В Янаульском районном суде Башкортостана на этой неделе началось рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего начальника отдела уголовного розыска полиции Нефтекамска Ильвира Сагитова и его подчиненного, старшего оперуполномоченного Радима Хайруллина, обвиняемых в избиении и пытках жителя Нефтекамска Венера Мардамшина.

Напомним, в сентябре прошлого года Верховный суд Башкортостана отменил оправдательный приговор Нефтекамского горсуда в отношении полицейских. Дело было направлено на новое рассмотрение в Нефтекамский горсуд. Однако в октябре в Верховный суд поступило письмо и.о. председателя Нефтекамского горсуда Александра Акулова, в котором он сообщал, что возвращает дело в ВС, поскольку Сагитов и Хайруллин, являясь сотрудниками угрозыска, "постоянно взаимодействовали с судьями горсуда по служебным вопросам", что, по мнению Акулова, "может поставить под сомнение беспристрастность и объективность действий любого из судей горсуда". 16 октября Верховный суд республики решил направить дело на рассмотрение в Янаульский районный суд, указав в своем определении, что "взаимодействие сотрудников полиции с судьями Нефтекамского горсуда не позволяет сделать однозначный вывод о том, что позиция судей этого суда будет исключительно нейтральной, что не гарантирует объективное и беспристрастное судебное разбирательство". Обвиняемые и их защита пытались оспорить это постановление суда, однако, ВС оставил его в силе.

Заседание началось с того, что судья Юлия Даутова, несмотря на открытость процесса, по непонятным причинам стала выяснять отношение сторон к присутствию прессы. Как и во время первого процесса, проходившего в Нефтекамске, подсудимые и их адвокаты заявили ходатайство об удалении из зала представителей СМИ.

СМИ выкладывают в Интернет фейковые новости, где клевещут на нас и всячески унижают наше достоинство. Подсудимый Сагитов

— Я возражаю против присутствия средств массовой информации, поскольку в ходе процесса будут выступать засекреченные сотрудники уголовного розыска, будет оглашаться оперативная информация. Плюс ко всему СМИ выкладывают в Интернет фейковые новости, где клевещут на нас и всячески унижают наше достоинство, — сказал подсудимый Сагитов, очевидно, имея ввиду публикации СМИ о ходе расследования уголовного дела и процессе, проходившем в Нефтекамске.

— Эти средства массовой информации порочат не только нас, но и всё МВД, — добавил подсудимый Хайруллин.

Ходатайство подсудимых было судьей отклонено. Одновременно Юлия Даутова отклонила и ходатайство представителей потерпевшего, просивших разрешить прессе осуществлять фото- и видеосъемку в заседании. Впрочем, судья оговорила, что такое разрешение будет дано во время судебных прений и оглашения приговора.

Обвинительное заключение было оглашено прокурором Янаульского района Азатом Зулькарнаевым. Напомним, обоим полицейским было предъявлено обвинение по пп. "а, б" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств").

— Я считаю, что это полная клевета, абсурд, — прокомментировал обвинительное заключение подсудимый Ильвир Сагитов. — Мало того, что не было не только состава преступления, не было даже события преступления. Обвинительное заключение подписал Горбунов (Олег Горбунов, бывший первый заместитель прокурора Республики Башкортостан — "Idel.Реалии"), который в настоящее время проходит по делу о взяточничестве. Я считаю, что дело сфабриковано в результате преступного сговора.

Его подвешивали на палке между столами, избивали на протяжении многих часов

В ходе допроса потерпевший, Венер Мардамшин вновь детально поведал, как развивались события в роковой для него день 10 ноября 2016 года. В ходе почти часового повествования он рассказал, как он был задержан полицейскими возле своего дома, посажен с мешком на голове в автомашину и отвезен в некое здание, в котором, как потом выяснилось, находился опорный пункт полиции №6 (располагается по адресу ул.Трактовая, 33).

— Я понял, что нахожусь именно в полиции, когда увидел на стенах портреты Путина и Колокольцева (Владимир Колокольцев, министр внутренних дел РФ с 2012 г. — "Idel.Реалии"), — заметил Мардамшин.

Он рассказал, как его пытали электрошокером — по сделанным его родственниками подсчетам точек ожогов ему нанесли не менее 100 касаний этим спецсредством. Поведал, как его подвешивали на палке между столами, как избивали на протяжении многих часов.

По словам Мардамшина, полицейские то и дело требовали от него признаться в похищении нефтекамской предпринимательницы Фирузы Насыровой. Не добившись от него признаний, полицейские на следующий день, 11 ноября заставили его написать объяснительную, что он, якобы, выпил где-то с друзьями и к полиции претензий не имеет.

Медики впоследствии зафиксировали множественные увечья и повреждения, нанесенные Мардамшину в ходе истязаний:

"Сочетанная травма, закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушиб шейного отдела позвоночника. Закрытый компрессионный перелом тела L1 позвонка. Закрытый перелом поперечного отростка L1 позвонка справа. Ушиб левой половины таза. Ушиб обеих почек. Макрогематурия (наличие крови в моче). Множественные ушибы, кровоподтеки, ссадины и точечные раны мягких тканей головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Посттравматическая ишемическая нейропатия лучевого нерва левого предплечья. Посттравматическая ишемическая нейропатия малоберцового нерва левой голени", — таков был выписной эпикриз, сделанный врачами нефтекамской горбольницы.

После показаний потерпевшего начался его допрос представителями гособвинения и стороной защиты. Немалое время было уделено эпизоду в показаниях Мардамшина с ключевым свидетелем по его делу — его знакомым Артемом Антипиным. Напомним, по показаниям потерпевшего Антипин видел его в тот день, 10 ноября в опорном пункте избитым, о чем в дальнейшем рассказал следствию.

Несмотря на то, что судебное заседание продолжалось целый день, к вечеру допрос потерпевшего закончить не удалось.

Адвокаты подсудимых от любых комментариев отказались.

— Я очень рад, что процесс, наконец, начался — сказал один из защитников потерпевшего, юрист Комитета против пыток Евгений Литвинов. — Конечно, Венер Мардамшин сильно волновался — ему пришлось еще раз окунуться в те ужасные события. Допрос прошел нормально, несмотря на то, что защита подсудимых искала противоречия в его показаниях. Естественно, что он не все события мог вспомнить поминутно — он ведь часто терял сознание в ходе того злосчастного дня. Мы в своей правоте уверены, надеемся, что судебное разбирательство в Янауле пройдет объективно, без проволочек и на этот раз приведет к справедливому результату.

На следующем судебном заседании, которое назначено на 19 февраля, будет продолжен допрос потерпевшего и, возможно, начат допрос свидетелей обвинения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG