Ссылки для упрощенного доступа

Уголовное дело "аварийщиков". Подозреваемые — неустановленные сотрудники исполкома Зеленодольска 


27 марта второй отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета России по Татарстану возбудил уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц исполкома Зеленодольского района по части 1 статьи 293 УК РФ ("Халатность"). Об этом стало известно сегодня — аварийщицу Марину Родину вызвали на допрос в качестве потерпевшей. "Idel.Реалии" о "деле аварийщиков" и о том, в чем обвиняют зеленодольских чиновников.

"Наконец-то "аварийщики" Зеленодольска, добились возбуждения уголовного дела! Одна из активисток [Марина Родина], признанная потерпевшей, рассказала нам свою историю, как, купив квартиру в ипотеку, она лишилась ее и осталась должна банку. Все это случилось благодаря "великой программе переселения из аварийного жилья", — написано сегодня в группе Ассоциации незаконно осужденных РТ.

"В 2011 году на основании постановления руководителя исполкома Зеленодольска от 31 декабря 2011 года дома признали аварийными и подлежащими сносу. При этом, в период до 2013 года, в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами исполкома своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, в нарушении права на обжалование принятых нормативно-правовых актов, уведомления о признании домов аварийными или подлежащими снову не направлены собственникам жилых помещений. В результате чего Родина приобрела квартиру в одном из таких домов на основании договора ипотеки, не уведомленная надлежащим образом о том, что приобретаемое жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу", — сказано в постановлении о признании потерпевшей Марины Родиной.

Марина Родина с постановлением
Марина Родина с постановлением

"Дело аварийщиков" началось еще в 2017 году. Активисты несколько раз пытались инициировать уголовное дело, но все безрезультатно: прокуратура признает нарушения, выносит представление властям и заявляет, что в деле отсутствует состав преступления.

В декабре 2017 года Зеленодольский городской суд даже частично признал бездействие следователя Дамира Валеева, который занимался проверкой действия сотрудников исполкома Зеленодольска, признавших сотни домов аварийными. Но потом все затихло. В иске аварийщикам отказывали, потом возвращали дело на новое рассмотрение. В итоге, последняя новость от августа 2018 года, гласила: Следком РФ по РТ отменил отказ в возбуждении уголовного дела против сотрудников исполкома Зеленодольска.

​Теперь уже экс-глава Следкома РТ Павел Николаев тогда отмечал, что следствие не опросило всех сотрудников исполкома, проводивших обследование жилых помещений на предмет признания их аварийными, не истребованы и не исследованы документы об утверждении состава членов комиссии, не учтены их должностные обязанности, не проведены дополнительные опросы должностных лиц.

"Не ограничиваясь изложенным, необходимо принять исчерпывающие меры для качественной проверки доводов заинтересованных лиц, установления всех обстоятельств произошедшего и с учетом полученных сведений принять законное и обоснованное решение", — указал в своем ответе глава Следкома.

На момент последних судебных заседаний в "деле аварийщиков" насчитывалась уже более 15 томов дела. Но уголовным производством они стали только 27 марта этого года. Сегодня Марина Родина была на допросе в Следственном комитета России по Татарстану, где давала показания.

— Наконец-то возбужденного уголовное дело против должностных лиц исполкома Зеленодольска. Я сегодня давала пояснения в Следственном комитете России по Татарстану. Пока опрашивают потерпевших — тех, кто покупал квартиры в ипотеку уже после того, как дома признали аварийными. Позже начнут опрашивать всех потерпевших, кто был заявлен таковыми, — рассказала она.

В 2013 году Родина купила квартиру по улице Союзная в Зеленодольске. Приобрела она ее в ипотеку на 20 лет с ежемесячным платежом в 10 тысяч рублей. Перед сделкой Родина сделала несколько запросов в БТИ и Регпалату, чтобы выяснить есть ли обременение у квартиры и не аварийная ли она. В ответах говорилось, что все хорошо и недвижимость "чистая".

— В 2015 году ко мне пришло требование от исполкома, чтобы я произвела реконструкцию своего дома или снесла его. Там было сказано, что дом — аварийный. Я пошла в исполком и подала заявление. Хотела узнать, в каком году дом признали аварийным. Тогда-то я и узнала, что дом признали аварийным в 2011 году. То есть я купила его уже таким, — рассказывает аварийщица. — В 2016 году исполком подал на меня в суд и отрезывал лишить меня права собственности. Квартиру я покупала вместе с дочерью. В 2018 году меня лишили единственного жилья, несмотря на то, что квартира в залоге у банка. Получается, что я еще и не собственник. Сейчас идет суд о нашем выселении. Суд присудил мне 422 тысячи рублей на двух людей выкупной стоимости. Никакого жилья взамен нам не предоставляют.

Исполком предлагает семье Родиной забрать 422 тысячи рублей и внести их как первоначальный взнос по новой ипотеке за квартиру в 18 кв. м в одном из домов Госжилфонда при президенте Татарстана. Действующую ипотеку ей никто не отменяет. То есть женщине пришлось бы платить обе.

Родина не одинока в этой ситуации. Сколько именно таких потрепавших она не знает, но "Idel.Реалии" уже беседовали с теми, кто также купил квартиру после 2011 года. Так, в конце февраля Верховный суд Татарстана подтвердил решение Зеленодолского городского суда о принудительном выселении Эльноры Мирзаевой и ее двоих детей из единственного жилья.

Эльнора Мирзаева и двое ее детей (сыну — 16 лет, дочери — 10 месяцев) живут в Зеленодольске, в доме по улице Паратская. Квартиру в 38,7 квадратных метров они купили в 2012 году, как потом оказалось, через полгода после того, как ее уже признали аварийной. Стоимость долгожданной жилплощади тогда была один миллион рублей. Сейчас за эту квартиру власти им предлагают 426 тысяч рублей компенсации.

Еще одна семья в такой же ситуации — Тресковы. Миляуша Терскова получила материнский капитал в 350 тысяч рублей после рождения второго ребенка. На эти деньги она могла купить только комнату в общежитии в Зеленодольске. Но этого ей не хотелось: контингент не тот, места мало и свое отдельное жилье — это совсем другая история.

— Выбирали сталинку в кирпичном доме. Тогда было много бараков и деревянных домов. Денег хватило только на однушку в 25,5 квадратов. Изолированную квартиру можно лучше продать и купить потом побольше, — рассказывала летом прошлого года "Idel.Реалии" Терскова.

Прошло несколько лет, у Тресковой родился третий ребенок. А чуть ранее оказалось, что она купила несуществующую квартиру. Дом еще до этого признали аварийным, но покупательнице об этом никто не сказал. 11 марта этого года Верховный суд РТ решил выселить семью без предоставления другого жилья, выделив им только 11 022 рубля за квадратный метр компенсации.

Возбуждение уголовного дела в отношении неустановленных лиц исполкома — это первая реакция правоохранительных органов на ситуацию в Зеленодольске. До этого аварийщики смогли заручиться поддержкой только СПЧ, которые отметили нарушения при реализации программы переселения в Татарстане. А сегодняшний поход аварийщиков к премьер-министру Татарстана Алексею Песошину не увенчался успехом.

— Это уголовное дела очень надолго. У нас там 15 томов. Есть еще новые. Это дело на контроле. Там много работы, представляете сколько теперь с эти разбираться! Поэтому сначала они занялись ипотечниками — с теми у кого есть ущерб, — пояснила Родина.

Дома в Зеленодольске были признаны аварийными в 2009-2011 годах. Большинство из них признали таковыми в один день — 31 декабря 2011 года — по актам межведомственной комиссии исполкома города. Отметим, что это был последний день подачи заявки на участие в программе. Исполком потом признался на одном из многочисленных заседаний по делам аварийщиков, что дома признали таковыми по фотографиям. Эти постановления исполкома до сих пор нигде не опубликованы, поэтому аварийщики узнали, что живут в "опасных" квартирах только тогда, когда стали получать иски от властей города с требованием выехать.

Жителям предоставляют 11 022 рубля за квадратный метр выкупной цены. Новые квартиры они могут купить по социальной ипотеке или взять в коммерческий найм. Стоимость жилья сильно выше, чем предоставляемый властями выкуп. Большинство аварийщиков не потянут ипотеку и им некуда идти.

Более того, отсутствует документа, который бы регулировал выкупную цену в Татарстане. При выселении власти ссылаются на протокол Кабинета министров Татарстана от 25.12.2013 года, который так и не был нигде опубликован, а после вовсе отменен. При этом в своих решениях власти и суды не изменили выкупную цену — 11 022 рубля за "квадрат".

Накануне жители аварийных домов из Зеленодольска встретились с премьер-министром Татарстана Алексеем Песошиным. Они заявили, что ничего нового ни глава правительства, ни мэр города не сказали.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG