Ссылки для упрощенного доступа

Тюркская солидарность для татар: нужна или нет?


Карта распространения тюркских языков
Карта распространения тюркских языков

"Idel.Реалии" продолжают публиковать дискуссии и мнения экспертов из разных сфер о том, что произошло с тюрками и в каком направлении им развиваться дальше. Ранее мы обнародовали заочную дискуссию лингвистов, которые говорили о судьбе тюркских языков. На этот раз мы опросили общественников и ученых из Татарстана, чтобы узнать их мнение о том, выгодна ли тюркская солидарность татарам сегодня.

В силу того, что высказывания по этой теме могут повлечь негативные последствия, один из татарских историков поделился своим видением на условиях анонимности.

Он считает, что солидарность всегда выгодна на всех уровнях: от личных контактов до национального.

Если не брать во внимание отдельных активистов, то как целостного явления, способного играть хоть какую-то роль в реальной политике или экономике, нет

— Однако вопрос — есть ли реально "солидарность тюркских народов" сегодня? Мне представляется что, если не брать во внимание отдельных активистов, то как целостного явления, способного играть хоть какую-то роль в реальной политике или экономике, нет. Такое впечатление, что каждый из тюркских народов замкнут на своих интересах, своя рубашка ближе к телу, даже те тяжеловесы, которые могли бы сыграть свою роль и сказать свое слово, предпочитают исходить из собственных политических и экономических интересов, что вполне понятно и естественно, — говорит он.

Анонимный собеседник приводит пример уйгурского и татарского вопросов. Он отмечает, что тюркская солидарность вряд ли способна защитить уйгур в Китае или татар в РФ.

— Очевидно, что у нас есть взаимная симпатия и комплиментарность, более или менее понятный для всех язык, но вот монетизировать это в любой форме пока не выходит. И это не новая ситуация. Когда казанские татары написали письмо султану/халифу с просьбой защитить притесняемых в Московском царстве мусульман, он ответил, что у него сейчас мирный договор с Москвой и это важнее, — делится эксперт.

У нас есть взаимная симпатия и комплиментарность, более или менее понятный для всех язык, но вот монетизировать это в любой форме пока не выходит

Он также указывает на риски. По его словам, попытки апеллировать даже к такой эфемерной солидарности со стороны татар могут быть восприняты Москвой как стремление к фронде и соответственно будут иметь негативные последствия.

— Поэтому пока проявляем солидарность в меру дозволенного, т.е. песни, пляски, Сабантуй и Науруз и т.д. Солидаризироваться вокруг латиницы уже чревато подозрениями в неблагонадежности, — резюмирует ученый.

Редактор газеты "Тюркский взгляд" Наиль Набиулла оценивает ситуацию иначе.

Солидаризироваться вокруг латиницы уже чревато подозрениями в неблагонадежности

Он считает тюркскую солидарность для татар не просто выгодной, но и жизненно необходимой.

— В этом мире Всевышним заложено так, что люди испытывают потребность в общении со своими родными и близкими, поддерживая родственные связи. Это естественно. То же самое происходит и с народами, в том числе, и с тюрками. Татары, как неотъемлемая часть большой тюркской семьи народов, осознают себя ее составляющей, стремятся к сближению с другими тюрками. Культурное, духовное, экономическое сближение тюрок — это естественный процесс, в котором татары принимают самое активное участие, в самых различных сферах. Часто татары выступают неким локомотивом и тянут за собой других, например, в сфере защиты прав на родной язык. Говоря о выгоде, татары прекрасно понимают, что лучше держаться вместе с другими тюрками, так легче отстаивать общие ценности и базовые права. Поэтому именно татары первыми заявляют о необходимости и важности тюркской солидарности, — констатирует Набиулла.

Кандидат исторических наук, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов понимает тюркскую солидарность более прагматично.

Многие татары воспринимают узбеков, киргизов почти также, как и москвичи — с большой прохладой

— В части инвестиций выгода есть. Наверное, свою роль играют визиты президента РТ в тюркские республики, но крайне мало горизонтальных связей. В части культурного сотрудничества, кроме театральных фестивалей и музейных выставок, тяжело вспомнить что-то существенное. Например, не хватает совместного кино или права на безвозмездный перевод детской анимации и фильмов, — оценивает положение дел молодежный активист.

Он с сожалением признает, что многие татары воспринимают узбеков, киргизов почти также, как и москвичи — с большой прохладой.

— Для них они мигранты, а не близкие по культуре, языку и истории люди, — заявляет он.

Файзрахманов также затрагивает и татаро-башкирские отношения и говорит, что они оставляют желать лучшего.

— Мы почти ничего не знаем о родственных нам кумыках, балкарцах, ногайцах, — сетует общественник.

По словам Файзрахманова, простые люди мало что знают о тюркском мире и почти ничего не получают от него.

— Татары поступают в турецкие университеты, но насколько я знаю, на общих основаниях. В Казахстане есть Университет Назарбаева, вот с ними бы сотрудничать побольше, — говорит Файзрахманов.

Общественный деятель из Татарстана Данис Сафаргали отмечает, что для татар тюркская солидарность важна и нужна. При этом активист считает, что нельзя допустить понимания этой солидарности как эгоистичное перетягивание всего на свою сторону каким-то из тюркских народов.

Многие турецкие политики также заражены неким великодержавным шовинизмом

— Тюркам давно уже пора делать что-то общее и консолидированное. Но возьмем нынешнюю Турцию. Выражаю здесь личное мнение, никого не хочу обидеть. Ведь многие турецкие политики также заражены неким великодержавным шовинизмом. Они зачастую рассматривают нас, волго-уральских татар, крымских татар как неких младших братьев, которым, да, нужно помогать, но отнюдь не помогать сохраниться, а чтобы мы стали их продолжением, чтобы мы влились в их османскую политическую нацию, — делится он.

Вместе с тем Сафаргали считает, что тюркским странам и регионам необходимо активнее углублять экономическое сотрудничество. По его словам, экономическая составляющая является одним из важнейших аспектов процесса консолидации, а Татарстан должен активнее торговать с тюркскими государствами и регионами.

— Можно создавать совместные экономические долгосрочные проекты, — говорит общественник.

Сафаргали признается, что торговые отношения на уровне обычных людей есть, но надо, чтобы такое сотрудничество активно развивалось на высоком официальном уровне.

Напомним, между 2015 и 2016 гг. объем экспорта Татарстана в Турцию упал почти на 50%, а импорт из Турции между 2014 и 2016 гг. сократился в три раза. Об этом сообщает Татарстанстат. Падение уровня взаимного торгового оборота приходится на период кризиса российско-турецких отношений. Ограничения в торговле между Турцией и Россией были введены после инцидента в ноябре 2015 года, когда турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24 вблизи сирийско-турецкой границы. В дальнейшем Путин подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции.

Сафаргали указывает на то, что Москва пытается ограничивать межтюркское сотрудничество в целом. По его словам, федеральный центр использует для этого различные приемы.

Напомним, после охлаждения отношений между Россией и Турцией в связи со сбитым российским самолетом, Минкульт России рекомендовал российским членам организации ТюркСОЙ (тюркский аналог ЮНЕСКО) приостановить свое взаимодействие с этой структурой. В России тогда началась самая настоящая антитюркская информационная война. На тюркские регионы России оказывалось давление. Так, даже международный вокальный конкурс "Тюрквидение" прошел без участия представителей тюркских народов России. Лишь Татарстан смог отстоять право на продолжение деловых отношений с Турцией.

Сейчас отношения между Турцией и Россией характеризуются как положительные, однако, судя по реализуемым молодежным проектам, Москва опасается влияния на тюркскую молодежь извне.

Сафаргали полагает, что тюркские активисты и официальные лица Татарстана должны активнее лоббировать в Москве возможность глубже сотрудничать с тюркскими странами и регионами.

"Idel.Реалии" писали, что в последние годы в топ-5 государств, куда Татарстан экспортировал свои товары, не было ни одной тюркской страны.

Сафаргали отмечает и другой аспект сотрудничества. Он считает, что тюркам для усиления солидарности необходимо перестать копаться в прошлом и думать больше о будущем.

— Мы в 2014 году учредили Ассоциацию коренных народов Российской Федерации. Я был инициатором, собрал тут у нас в Арске общественных деятелей. Приехали башкиры. Казалось бы, в отношениях татар и башкир очень сложный период, напряженные отношения. Но мы сели и нормально поговорили. Вы знаете, что я в первую очередь я сказал? Мы теперь с вами перестаем копаться в истории, — вспоминает он.

Татарский активист призывает "не жить прошлыми дрязгами, которые привнесены извне"

Татарский активист призывает "не жить прошлыми дрязгами, которые привнесены извне". Это, по его словам, относится ко всем тюркским народам.

— Тюркскую историю нужно преподавать, нужно в ней разбираться, но этим должны заниматься профессиональные историки именно как наукой. Для агитации тюркской истории можно снимать хорошие фильмы, — говорит Сафаргали.

Приоритет, по его словам, нужно отдавать будущему, а не псевдоисторическим дискуссиям о величии тех или иных народов тюркского мира перед другими.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG