Ссылки для упрощенного доступа

Юлия Разина: "Готова была идти за Альбертом Алексеевичем хоть на край света"


10 сентября прошлого года активист удмуртского национального движения Альберт Разин совершил у здания Госсовета республики акт самосожжения. От полученных ожогов мужчина скончался в больнице. Перед тем, как решиться на отчаянный шаг, Разин стоял в пикете в защиту родного языка с плакатами "Есть ли у меня отечество?" и "И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть". Вдова Альберта Разина, член Союзов писателей Удмуртии и России, кандидат филологических наук Юлия Разина рассказала в интервью "Idel.Реалии" о памяти своей и окружающих.

На протяжении нескольких лет Альберт Разин вел переписку с депутатами парламента и главой Удмуртии Александром Бречаловым на тему сохранения национального языка и культуры в регионе. Письма активиста власти всё это время игнорировали, что, как считают сослуживцы ученого, стало отправной точкой для совершения такого поступка. Что изменилось с удмуртским языком за год — в интервью "Idеl.Реалии" рассказала Юлия Разина. В последнюю субботу, 5 сентября, в Удмуртии соратники и родственники удмуртского ученого Альберта Разина почтили его память.

— Прошёл год, как случилось трагическое событие с Альбертом Разиным. Как вы считаете, есть ли изменения с удмуртским языком за год?

— Затрудняюсь с ответом. Язык где изучался, там его и дальше изучают, а где не изучался и не начали, наверное, изучать. За год разве бюрократия прокрутит свои процессы, когда тарифицируются новые учителя, закладываются какие-то новые финансовые основы. Конечно, Альберт Алексеевич обратил внимание на проблему своим поступком — все не прошло бесследно. Были свои движения в интернете, энтузиасты проводили опросы, публикации были. Но я не думаю, что это было в каком-то большом масштабе. Люди всё равно шагают в сторону глобализации. Глобализация связана с тем, чтобы нивелировать малочисленное. Я думаю так.

— Сразу после самосожжения было возбуждено уголовное дело. Расскажите, чем эта история завершилась?

— Чем задумано было, тем и все закончилось. Официально было сказано, что ничего не предвещало трагедии, поэтому никто Альберта Алексеевича до самоубийства не доводил. Следствие считает, что он так решил, значит, так решил.

После акта самосожжения, в этот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 1 статьи 110 УК РФ ("Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего"). Юлия Разина была признана потерпевшей. В ноябре прошлого года стало известно, что по результатам проверок следствие не установило виновных лиц по уголовному делу о самосожжении удмуртского ученого Альберта Разина. Правоохранительные органы пришли к выводу, что виновных в случившемся нет.

— Вам удалось найти у супруга какие-то письма, которые он писал к республиканским властям о спасении удмуртского этноса и языка?

— Все письма были найдены сразу. Нам было известно, чего он добивался. Когда мы узнали, что он горел, знающие его люди сразу прокрутили в голове, что могло произойти. Известно было и то, что он с 2016 года писал письма в разные инстанции. И три года подряд его отфутболивали. Все письма, которые он писал, сохранились в его ноутбуке и на электронной почте. Все это скрыть уже трудно. Он уносил письма в учреждения, организации, посылал в Москву. После его смерти мы думали, что найдем что-то новое, что стало отправной точкой для его поступка. Из новых писем было лишь найдено письмо-завещание. Это обращение к семье, где он просил прощения, что уходит от нас. Из нового мы узнали, наверное, людей, которые показывали свое отношение к его поступку…

— В чём это выражалось?

— Разные были реакции. Когда кто-то называл его поступок геройством, у других — искры из глаз летели, мол какое это геройство, о чём вы. Много нелицеприятного было сказано.

— Со стороны кого?

— Со стороны практически незнакомых людей, которые его и не знали. Они нас не касаются. Я увидела это сама, со стороны. Многое прочитала в интернете. Лично оскорбления в адрес нашей семьи никто не высказывал. Были и те, кто не понимал вообще о чем идет речь… Даже буквально на днях я встретилась с нашей хорошей знакомой. Она знала и Альберта Алексеевича. Наша знакомая меня спросила как мы живем, всё ли в порядке. И только с моих слов она узнала, что произошло. Есть люди, которые даже не знают о случившемся, хотя все рядом живем. Может это связано с тем, что эта история замалчивалась в СМИ. Или люди знали Альберта Алексеевича по большей степени, как душевного человека, как приятного собеседника, горожанина, никак борца и активиста. И значит не связывали в нем эти две личности. Акт самосожжения даже для близких его друзей, был как гром среди ясного неба.

— Руководство республики пыталось с вами поговорить после трагедии?

— В первый же день, когда все произошло, когда Альберт Алексеевич умер в больнице, помню, что власти отреагировали весьма отрицательно. Но уже на следующий день предложили помощь. Похоронили с почестями. И на этом все. Кто я такая для них? Это Альберт Алексеевич был человеком, который постоянно всех тормошил, будировал темы, дискутировал на национальные и социальные вопросы.

5 сентября соратники Альберта Разина возложили цветы к зданию Госсовета Удмуртии, где он совершил акт самосожжения, а после поминальный обед, по народным традициям, прошел в его родной деревне Кузюмово Алнашского района республики.

— Меня приглашали на это мероприятие, — делится Юлия Разина. — Но у меня такое состояние, что на публику идти не хочется. Вот сегодня все едут на гору, где развеяли его прах, как он сам и завещал в предсмертной записке. Я вчера съездила, а сегодня не могу. Когда меня спрашивают почему, начинаю искать причины и это так смешно. Думаю, что мне не хочется плакать на публике. Заранее знаю, что заплачу. Чтобы с мужем пообщаться, могу это сделать без людей, без свидетелей. Я в любой момент могу обратиться к нему здесь или съездить на его Родину.

Юлия Разина на акции памяти у Госсовета Удмуртии
Юлия Разина на акции памяти у Госсовета Удмуртии

— Вы чувствуете потребность удмуртского народа в языке, в пропаганде национальных вопросов?

— Очень мало. Конечно, есть пока ещё удмуртский факультет на базе нашего госуниверситета, где изучают удмуртскую литературу. В некоторых школах еще изучают удмуртский язык. Но Альберт Алексеевич говорил, что этого мало. Люди тоже по-разному говорят. Кто-то говорит, а куда нам больше. А где его использовать, удмуртский язык? Язык остаётся жить в среде энтузиастов, в среде патриотов.

— Будет будущее поколение помнить о поступке Альберта Разина?

— Ко мне обращались скульпторы из Татарстана и Чувашии, которые хотели бы сделать бюсты. Видимо эти проекты будут реализовываться по инициативе тех же энтузиастов. Со стороны власти инициативы нет.

— Вы намерены продолжить дело супруга?

— Он был человек — глыба. Это был сильный человек, соответственно, у него были свои средства, свои методы. Как я могу это делать своими силами. Ничего не изменится в моей жизни. Единственное, по общественным мероприятиям буду меньше ходить, так как я была его вторым крылом, как у нас говорят. И везде за ним следовала. Когда ему хотелось, чтобы мы были вместе на мероприятии, я, конечно, надевала национальный наряд. Готова была идти за Альбертом Алексеевичем хоть на край света. И сейчас я на краю света. Где я осталась, там и есть. Я не знаю насколько громко звучит моя миссия, чтобы о ней заявлять публично. Боюсь даже не скажу, в чем сейчас состоит моя миссия. Что я умею? Я умею переводить русские тексты на удмуртский, удмуртский на русский. Когда меня просят об этом, я делаю это с удовольствием. Когда не просят, я перевожу стихи, песни, прозу. Решать какие-то юридические вопросы — здесь нет у меня навыка.

Альберту Разину было 79 лет. Он кандидат философских наук, доцент, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, являлся активным участником удмуртского национального движения "Удмурт Кенеш" и клуба ученых "Тодосчи". Недавно в республике коллеги Альберта Разина объявили о сборе средств на установку памятника в честь ученого и активиста.

"И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть": к годовщине смерти Альберта Разина
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:56 0:00

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG