Ссылки для упрощенного доступа

"Договорняк силовиков": переживший покушение житель Зеленодольска — о том, чьи интересы сошлись в его деле


Суд наконец допросил двоюродного брата главы МВД по Татарстану Олега Хохорина, под чьим началом в полиции в момент нападения на зеленодольца Алексея Соловьёва работал обвиняемый в покушении на убийство Виталий Мельник. Причём, по мнению потерпевшего, ответы Хохорина ставят под сомнение алиби Мельника. А вот экс-мэр Зеленодольска Сергей Батин уже в который раз оказался недоступен для зеленодольской Фемиды — правда, судья, рассматривающая дело, уверяет, что в сентябре Батин всё же выйдет на связь.

Как уже рассказывали "Idel.Реалии", дело о покушении на Соловьёва рассматривается Зеленодольским городским судом во второй раз, причём процесс ведёт уже четвёртый судья — Елена Германова.

СУД НАД МЕЛЬНИКОМ: ГЛАВНОЕ

Нападение на зеленодольского оппозиционера Алексея Соловьёва было совершено 21 октября 2011 года — на следующий день после того, как он опубликовал в интернете расследование о недвижимости тогдашнего мэра Зеленольска Сергея Батина.

Соловьёв детально разглядел нападавшего и даже завладел орудием преступления — ломиком. Однако полиция Зеленодольска "не нашла" никого похожего по описанию, а потерпевшему заявила, что на ломике не осталось следов, пригодных для идентификации. Сам ломик позже исчез из хранилища вещдоков.

В октябре 2012 года неизвестные в масках избили следователя-криминалиста СУ СКР по РТ Александра Туганова. Почерк двух преступлений был схож, и нападениями заинтересовались в СКР. Возникла версия, что Александра перепутали с его братом Алексеем, который жил в том же доме — и, кроме того, активно разоблачал мэрию. Вскоре после этого мэр Сергей Батин был отправлен в Совет федерации РФ сенатором.

В СКР составили детальный портрет подозреваемого в первом нападении, благодаря чему вышли на жителя Волжска Виталия Мельника, который работал в полиции, но вскоре после нападения на Соловьёва уволился оттуда.

Дело дошло до суда лишь осенью 2019 года. К этому времени потерпевший, обвиняемый и фигурирующий в качестве свидетеля Сергей Батин прошли тесты на детекторе лжи. В случае с Батиным и Мельником эксперты заключили, что обоим известно о нападении гораздо больше, чем они рассказывают. В 2018-м тест на полиграфе в рамках дела согласился пройти и начальник зеленодольской полиции Дамир Рахимов — но вместо этого уволился из органов (по версии следствия, Мельника в Зеленодольске направляла "неустановленная группа лиц").

Допрошенные судом Батин и Рахимов отрицают свою причастность к нападению на Соловьёва и уверяют, что многого из произошедшего в 2011 году не помнят. Виталий Мельник виновным себя не признает.

Судья Германова, принявшая дело к производству ещё осенью 2021 года, ведёт процесс очень медленно — между предыдущими двумя заседаниями прошло два месяца, а следующее назначено только на сентябрь — причем "медленно", сетует Соловьёв, вовсе не значит "аккуратно". Наше издание уже рассказывало, что за это время Германова успела "избрать" для Мельника несуществующую меру пресечения — так, что её пришлось поправлять коллегам в вышестоящей инстанции.

Тем не менее к очередной замене судьи это не привело. "Может, просто потому, что в Зеленодольске уже заканчиваются судьи?" — иронизирует по этому поводу сам потерпевший. Сам Соловьёв после последнего — пятичасового — судебного заседания даже не сразу вышел на связь: восстанавливал силы и собирался с мыслями.

По наблюдениям Алексея, судья Германова вновь продемонстрировала тенденциозный подход, отказавшись оглашать во время допросов свидетелей результаты полиграфа. Один раз это произошло во время допроса нынешнего начальника отдела внутренних дел Зеленодольска Олега Хохорина, когда Соловьёв попросил ознакомить того с результатами допросов на детекторе лжи Виталия Мельника и непосредственного начальника Мельника — Павла Назарова. Оба в 2011 году, на момент покушения на Алексея Соловьёва, работали в Звениговском отделе внутренних дел, которым руководил Хохорин. Из их допросов на полиграфе следует, что Мельник был исполнителем покушения, а оргвопросы взял на себя Назаров.

— Эти данные уже оглашались во время первого процесса, который вёл судья Семёнов и не увидел в этом ничего предосудительного, — рассказывает Соловьёв. — Однако судья Германова заявила: это, мол, может привести к тому, что свидетель Хохорин выскажет оценочные суждения, и отказалась оглашать результаты.

Тем не менее, по мнению Соловьёва, допрос Хохорина не прошёл впустую. Часть вопросов касалась алиби Мельника. Соловьёв утверждал, что ему удалось пнуть нападавшего ботинком в лицо. У обвиняемого и впрямь как будто появилась на носу горбинка, намекающая на сломанную переносицу — но сам Мельник и свидетели с его стороны утверждали, что нос был травмирован раньше на несколько месяцев. Причины полученной травмы они, правда, всё время корректировали. То это было драка с одним хулиганом из Волжска, то травма, полученная во время спарринга. В качестве доказательства Мельник предоставил даже фото с громадным синяком вокруг глаза.

Однако Хохорин заявил: если бы кто-то из его сотрудников заявился в отдел с таким лицом, это немедленно повлекло бы за собой служебную проверку — однако никаких проверок в период, о котором рассказывал Мельник, в отношении него не проводилось, он всё это время продолжал спокойно ходить на службу.

Уволен же он был вскоре после нападения на Соловьёва. Причём официальная причина была такова — Мельник не внёс в книгу учёта совершенных преступлений информацию о каком-то происшествии. Каком именно, Хохорин сообщить затруднился. По его словам, этим грешили многие сотрудники Волжского ОВД — всего не упомнишь.

А вот экс-мэр Зеленодольска Сергей Батин, которого Соловьёв считает заказчиком покушения, так и не вышел в пятницу, 29 июля, на связь с Зеленодольским городским судом. Его и Хохорина хотели допросить ещё в начале июня — но тогда оба сослались на сильную занятость. Теперь судья Елена Германова говорит, что Батина допросят в сентябре. Причем, как и на первом процессе, дистанционно — по видеосвязи. Первый раз экс-мэр, проходящий по делу свидетелем, выходил на связь из уфимского суда (на тот момент он работал в Уфе на одном из предприятий "Ростеха"), однако как минимум с начала лета Сергей Батин находится в Москве — и, по всей видимости, будет оставаться там и дальше. По крайней мере, судья Германова говорила, что сеанс связи с ним попробуют организовать из Лефортовского районного суда.

— Даже если с Батиным удастся организовать видеосвязь, у меня есть предчувствие, что Германова вновь откажется оглашать результаты его полиграфа, который, как вы помните, показал, что Батин в курсе всех деталей покушения на меня, — поделился своим мнением с журналистом "Idel.Реалии" Алексей Соловьёв. — Да и вообще я уже не раз сталкивался с её предвзятостью на этом процессе. Тут и попытка буквально выбить из меня удобную защите формулировку, и заявление, что я, мол, рассказываю сказки… Поэтому я ожидаю под Новый год услышать от неё оправдательный приговор…

— И каковы, как думаете, у вас шансы оспорить его в Верховном суде РТ?

— Шансы велики, поскольку процесс ведётся с грубейшими процессуальными нарушениями. Одна несуществующая мера пресечения Мельнику чего стоила!.. К тому же полагаю, что "оправдак" не пропустят прокуратура и СКР, ведь тогда дело опять становится нераскрытым и попадает в статистику. Татарстан и так по последнему рейтингу Генпрокуратуры — на первом месте по нераскрытым убийствам и покушениям. А если ещё вспомнить критику председателя СКР Александра Бастрыкина, которая звучала в адрес татарстанских судов!..

— И в чём тогда смысл оправдывать Мельника? Ведь вы предполагали раньше, что в этот раз ему просто изменят квалификацию на более лёгкую — на что косвенно намекал ваш допрос судьёй Германовой — и благополучно закроют дело, избавившись от висяка и обрубив все ниточки, тянущиеся к организаторам...

— Возможен ещё один вариант. Это может быть чистый "договорняк силовиков", смысл которого не в приговоре, а в его отсутствии. Идёт бесконечный процесс "вымораживания" меня, долгие и даже результативные порой обжалования, которые вселяют надежду... но в итоге — очередной возврат дела на новое рассмотрение в Зеленодольский суд и очередной неспешный процесс с перспективой на закрытие дела за сроком давности. Он, напомню, должен истечь в 2026 году. Учитывая, сколько они уже протянули, ждать осталось не так уж и много.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG