Ссылки для упрощенного доступа

"Закроют границу в полночь насовсем". Как жители Поволжья бегут от мобилизации в другие страны


На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.
На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.

С тех пор, как Владимир Путин объявил "частичную мобилизацию" 21 сентября, десятки тысяч россиян пытаются покинуть страну, чтобы избежать отправки на фронт. На момент написания этого текста границы все еще открыты, но почти ежечасно появляются новости о том, что они будут закрыты для мужчин и женщин призывного возраста то с 27-го, то с 28-го, а то и с 30-го сентября. Это привело к тому, что билетов на самолеты из России почти не осталось, а те, что все еще есть, стоят около 200-300 тысяч рублей и выше, а на сухопутных границах России образовались многочасовые пробки. "Idel.Реалии" поговорили с жителями Поволжья, которые решили покинуть страну из-за мобилизации и уже пересекли границы с Казахстаном или Грузией.

Олег, 43 года, программист, Самара — Казахстан — Дубай

На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.
На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.

— Третьего октября я должен был улететь по делам из России в Дубаи, билет я купил ещё до объявления частичной мобилизации за большие деньги. Я понял, что единственная возможность попасть в Эмираты — действовать быстро и ехать через Казахстан.

По пути было очень много пеших, таких же, как мы, что странно — в основном это были казахи

Осознал я это, когда находился в велопоходе в субботу вечером. Я вышел в интернет там, где ловила связь, почитал новости в любимых Telegram-каналах, и подумал: "Как же я протупил, не взяв билет на более раннее число!" Я решил прервать велопоход и утром, в воскресенье, я выехал на такси в Самару, взял своих друзей, сел в машину и поехал.

Мы приехали к краю пробки длиной в 25 километров, которая почти не двигалась, и решили эти 25 километров пройти пешком. По пути удивительным образом встретили своих знакомых и пошли уже вместе. За четыре часа быстрым шагом, под моросящим дождём и в промозглом холоде, мы прошли это расстояние. Чувствовали: если останавливаешься, то сразу начинаешь замерзать, поэтому старались не прерываться.

Думаю, что это было правильное решение, потому что в чатах писали, что пробка практически не двигалась и увеличилась более, чем до 30 километров. По пути было очень много пеших, таких же, как мы, что странно — в основном это были казахи. Более сообразительные товарищи ехали на самокатах, и я жалел, что не купил себе из-за того, что времени на сборы было мало.

Ещё на самом КПП был настоящий ад: огромные очереди пеших, в которых нереально стоять в холоде

Стоящие водители фур постоянно нас пугали, мол, "закроют границу в полночь насовсем", говорили, что якобы всех русских мужчин сразу сажают на автобусы до военкомата. Страшно было идти в такой атмосфере: жуткие слухи о границе, ночь, кромешная тьма, холод и дождь, вокруг — такие же идущие пешком к границе. Мы дошли до КПП уже без сил, я стёр ноги в кровь из-за неудобных кроссовок, не рассчитанных на такие "марш-броски".

На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.
На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.

Ещё на самом КПП был настоящий ад: огромные очереди пеших, в которых нереально стоять в холоде. Я отделился от товарищей и купил место в машине почти перед шлагбаумом за 15 тысяч рублей. Можно было найти и за пять, но это было дальше и, получается, дольше. Мои друзья сели за 16 тысяч в другую машину вчетвером.

Билетов нет, цены заоблачные, потому что куча россиян отправляется транзитом из Казахстана в другие страны

Обе границы мы прошли нормально. На российской нам вообще никаких вопросов не задавали — сразу поставили штамп в паспорт. Больше времени занял досмотр машин и проход встречной колонны фур, въезжавших в Россию. От КПП доехал уже до Уральска, заселился к товарищу, который приехал на пару дней раньше. Потом уже они вышли на связь, сказали, что тоже пересекли границу успешно, двое будут пытаться добраться в Астану или Алматы, а оттуда — в Индию. Остальные собираются в Грузию.

Меня удивила и порадовала самоорганизация людей: была куча Telegram-чатов по прохождению границы, информация по разным пограничным пунктам, чат по каждому городу и волонтёры, принимающие тех, кто бежит от мобилизации. Людей на местах кормят, поят, снабжают сим-картами и при необходимости дают спальные места на несколько ночей.

Сейчас я смотрю, как мне лучше улететь в Дубаи из Казахстана. Как и в РФ, всё очень сложно: билетов нет, цены заоблачные, потому что куча россиян отправляется транзитом из Казахстана в другие страны. Сейчас думаю ехать на каршеринговой машине до Актобе, там перекантоваться у ещё одного товарища, а с ним доехать уже до Астаны и Алматы. Оттуда намного проще улететь.

Рустам, 29 лет, рекламный агент, Казань — Казахстан

На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.
На границе России и Казахстана, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.
Вместо "впереди жопа" написали "впереди всего лишь верхняя часть задней поверхности бедра"

— Сначала [когда узнал о мобилизации] были неопределенные чувства. Было не понятно, что именно значит "частичная мобилизация" и что нужно делать. Только на следующий день — когда уже был реальный кипиш в соцсетях и знакомые начали рассказывать, как их близким и коллегам приходят повестки, стало понятно, что надо что-то делать. Первая эмоциональная реакция, как всегда, обманула, никаких "частичных" у нас не будет. Как не было и "добровольной самоизоляции", и "специальной военной операции", и прочего. Рационально стало ясно, что это очередные маркетинговые приемы (вместо "впереди жопа" написали "впереди всего лишь верхняя часть задней поверхности бедра").

23 сентября понял, что есть два варианта: скрываться где-то у родных/близких, либо ехать в другую страну. Я привязан к родным людям и родным местам. Для меня мой город и есть моя Родина. Я уже скучаю и до сих пор не понимаю, какой вариант был правильный. И это самое дерьмовое в сложившейся ситуации — полная неопределенность.

В итоге 23 сентября я обсудил ситуацию с братом, и мы решили, что лучшим решением для нас будет пока покинуть страну.

Если мы не нужны сегодня, то нас "пригласят" завтра

Мне повестка не приходила. Я офицер запаса после военной кафедры и официально не служил. Только проходил учебные сборы и имею ВУС. Сложно оценить риски. С одной стороны, я практически не был погружен в военную жизнь и как военный никакой ценности не представляю. С другой стороны — зачем тогда вообще нужны выпускники военных кафедр? Поэтому я считаю, что призыв — это вопрос времени. Если мы не нужны сегодня, то нас "пригласят" завтра. Я лично не общался с теми, кому пришла повестка. Выдумывать не буду.

Сейчас я в Казахстане. Смотрел вариант с Баку, так как хотел когда-нибудь побывать в этом городе. Но туда дольше ехать и было не понятно, есть ли возможность въезда на данный момент. Решение надо был принимать быстро, поэтому решил "убраться" побыстрее. Граница с Казахстаном — ближайшая. Я лично дальше ехать не планирую, если не будет нужды. Знаю, что один товарищ уже планирует перевезти всю семью в Турцию на ПМЖ, другой просто хочет в Узбекистан, кто-то в Бишкеке, бывший коллега в каком-то городе Таджикистана.

Когда позвонил маме, чтобы сказать об этом решении, последней ее фразой была "Лишь бы ты был живой"

Мы добирались на такси, нашли в одном из приложений с междугородними поездками. Нас высадили ночью в самом начале пробки перед границей. Мы шли около 110 минут вдоль многокилометровой пробки, которая за это время продвинулась максимум на 150 метров. Когда дошли, перед нами в очереди на вход было около 50 человек и ещё подтягивались за нами. Пускали мелкими группами по 10 человек. Когда народу стало под 100 человек, всю толпу запустили разом в ангар, где проверили паспорта и отправили на нейтральную зону. Российские таможенники не задали ни одного вопроса, вещи не проверяли. Казахстанские пограничники долго держали огромную толпу, люди и машины просто стояли часа полтора без почти движения. Потом начали как-то организовывать проход людей пачками. Также только проверили паспорт без вопросов, условно досмотрели вещи (у меня не смотрели вообще, просто попросили открыть сумку и отпустили). В общей сложности прошли границу за шесть-семь часов, всё на ногах, с сумками в руках и под небольшим дождем. В целом нормально, только хотелось спать. Хорошо, что с собой брали еду, воду и куртки.

К тому, что я решил уехать, коллеги отнеслись с пониманием. Благодарен им за то, что будут терпеть мою "удаленку". Близкие переживают и грустят. Я им говорю, что лучше уеду в Казахстан, чем убивать и умирать не понятно за что. Когда позвонил маме, чтобы сказать об этом решении, последней ее фразой была "Лишь бы ты был живой".

Очень надеюсь, что вернусь до Нового года домой. Но верится с трудом. Если не будет тренда на ужесточение, то вернусь и буду скрываться, устрою ещё одну "самоизоляцию". Если будет жестче и жестче, то придётся сидеть столько, сколько позволит работа, нервы и семья. На совсем покидать никак не планирую.

Ильгиз, 31 год, оператор, Казань — Грузия

На границе России и Грузии, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.
На границе России и Грузии, сентябрь 2022 года. Фото предоставлено одним из героев.

— Для меня это не было неожиданностью, уже с февраля было понятно к чему эта ситуация может привести. Первые чувства — почувствовал гнев с нотками отчаяния и какой-то безнадежности. А следом за ними ясный порыв к действию.

Мне повестка не приходила, было бы глупо дожидаться ее вручения

Мысли уехать из России у меня уже давно. В последние годы вектор явно не совпадал с моими убеждениями и пониманием правильного. Объявление о мобилизации стало очевидным поводом собрать чемодан.

Как показывают последние события, военнообязанным является почти любой мужчина от 18 до 60 или даже выше. Мне повестка не приходила, было бы глупо дожидаться ее вручения.

Пока я в Грузии. На данный момент все неопределенно, не могу прогнозировать далее чем на несколько месяцев. Бывал тут много раз, многое знакомо. На момент выезда, возможно, это был один из последних вариантов, куда я мог позволить себе выбраться.

Суммарно они провели в пробке около 31 часа

Само прохождение российской и грузинской границ было довольно беспроблемным и быстрым. А вот добраться до них — задача не из легких. Уже на второй день после объявления мобилизации на КПП Верхний Ларс растянулась гигантская пробка, сотрудники ДПС разворачивали авто даже на выезде из Владикавказа. Чтобы успеть выехать за пределы РФ до возможного закрытия границ (с каждым часом перспектива этого казалась все более и более неизбежной и близкой), было принято решение идти пешком до КПП, а жену с ребенком оставить в машине. Суммарно они провели в пробке около 31 часа.

Друзья и близкие отнеслись к [нашему решению об отъезде из России] положительно и с пониманием. Я думаю у меня еще будет возможность вернуться в родную страну, но когда это произойдет, на данный момент, я не знаю.

  • 21 сентября президент России Владимир Путин объявил о мобилизации "в связи с ситуацией в Украине". Власти называют её частичной, однако критерии в указе президента очень расплывчатые и по сути позволяют призвать любого гражданина, пребывающего в запасе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG