Ссылки для упрощенного доступа

Политика разошлась с наукой. Как в диссертации Фарида Мухаметшина Россия должна была стать "демократическим федеративным государством"


Фарид Мухаметшин
Фарид Мухаметшин

В конце июня спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин стал действительным членом Академии наук РТ. Докторскую диссертацию глава республиканского парламента защитил еще в 2001 году. Тогда в своей работе Мухаметшин размышлял, что Россия должна "превратиться в подлинно демократическое федеративное, социальное государство". Иначе она останется по-прежнему "сверхцентрализованной" и "унитарной". Помимо прочего защитник диссертации говорил о важности договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой, "ограниченном суверенитете" Татарстана и равноправии русского и татарского языков в регионе. "Idel.Реалии" решили сопоставить, насколько теоретические измышления ученого Мухаметшина соотносятся с наступившей российской действительностью.

Фарида Мухаметшина в конце июня избрали действительным членом Академии наук Татарстана. Спикер Госсовета Татарстана — доктор политических наук. Диссертацию на соискание этой ученой степени он защитил в 2001 году. Сейчас спикеру 76 лет. Парламентом республики он бессменно руководит с 1998 года. Его текущие полномочия истекут уже в следующем году. И пока неясно, пойдет ли он председателем Госсовета РТ на новый срок. Избрание 23 июня действительным членом Академии наук РТ позволяет Мухаметшину в будущем стать президентом этой академии, считают региональные СМИ. Однако сам спикер парламента о завершении своей политической карьеры пока не говорит. В то же время 13 июля Мухаметшин в разговоре с журналистами заявил, что может покинуть пост спикера Госсовета Татарстана: "Жена сказала: "Хватит, Фарид". Посмотрим, какая будет ситуация". Отметим также, что 11 июля президентом Академии наук РТ стал брат президента Татарстана Рифкат Минниханов.

Что же известно о пути Мухаметшина как ученого? В 1972 году он окончил Альметьевский техникум газовой промышленности (получил квалификацию "техник — техническое обслуживание и ремонт автомобилей"), в 1979 году — Уфимский нефтяной институт (инженер-механик). В 1986 году окончил Саратовскую высшую партийную школу (высшее партийно-политическое образование).

Ученые степени Мухаметшин получил, когда был одним из руководителей республики. Так, в марте 1996 года в Казанском государственном университете он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Тема диссертации — "Представительные и исполнительные органы власти Республики Татарстан как фактор стабилизации социальных процессов в период реформирования политической системы". В то время Мухаметшин был премьер-министром Татарстана и в своей работе он анализировал "деятельность высших институтов государственной власти республики — правительства и парламента — на этапе проведения радикальных реформ в контексте социальных процессов".

А в июне 2001 года на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации Фарид Мухаметшин, уже будучи спикером Госсовета, защитил докторскую диссертацию на тему "Федеративные отношения как фактор социально-политического развития республики — субъекта Российской Федерации". Именно автореферат на эту работу (саму диссертацию в публичном доступе обнаружить не удалось) и проанализировала редакция "Idel.Реалии".

Быть или не быть договору о разграничении полномочий?

В исследовательской работе Мухаметшина много говорится о значении Договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией. Напомним, первый такой договор заключили в 1994 году Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев.

"Договорный процесс способствует созданию федеративных отношений в соответствии с интересами центра и субъектов РФ. При всех юридических коллизиях договорной практики вполне очевидно, что лишь на ее базе можно сформиро­вать правовое пространство, которое будет укреплять целостность Федерации. Договоры стали действенным механизмом практического перехода страны к политической организации демократического типа", — рассуждал в 2001 году Фарид Мухаметшин.

Он указывал, что "договор закрепил право Татарстана самостоятельно решать вопросы формирования системы органов государственной власти; осуществлять внешнеэкономическую деятельность, участвовать в международных организациях", а также "создал условия для возрождения и развития родного языка и культуры татар, других народов, проживающих в республике".

Мухаметшин считал "перспективным" расширять "договорную практику" в России. В том числе в своей работе он предложил возобновить работу комиссии при президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения.

На деле Татарстану в 2007 году удалось добиться подписания второго договора о разграничении полномочий, однако сроком всего на десять лет. В 2017 году Госсовет Татарстана предпринял попытку провести переговоры о продлении договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой. Депутаты приняли обращение к Владимиру Путину, в котором говорилось о важности этого документа. Однако тогда точку в дискуссии поставил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, который заявил, что российское государство построено не по договорному принципу. То есть фактически он опроверг положения докторской диссертации Мухаметшина.

Может ли быть у субъекта федерации суверенитет?

В диссертации Мухаметшина есть рассуждения о суверенитете Татарстана. Спикер Госсовета говорит об "ограниченном суверенитете республики — субъекта федерации". Также он отмечает "асимметричность" федерации. По его словам, оба понятия — "социально и ис­торически обусловленные факторы действенного способа упрочения целостно­сти российской государственности".

"Федерация суверенна в преде­лах, определенных для нее в предметах ведения, и этот суверенитет распро­страняется на всю территорию государства. Но и субъекты Федерации должны быть ограниченно суверенны в закрепленных за ними вопросах", — отмечает в своей работе Мухаметшин.

Он утверждает, что "государственный суверенитет является свойством федеративного государства в целом, а значит — реализуется на общефедеральном и на уровне субъектов федераций". При этом Мухаметшин настаивает, что "в отличие от многих регионов, где суверенизация привела к межнациональным трениям и конфликтам", в Татарстане Декларация о государственном суверенитете "стала основой проведения демократических преобразований и сохранения межнационального согласия".

Отметим, что еще в 2001 году Татарстан упоминался в своей Конституции как "суверенное государство". Но уже в 2002 году в Основной закон РТ внесли изменения, согласно которым суверенитет Татарстана "выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения". В начале 2023 году любые упоминания суверенитета из Конституции Татарстана убираются (как и должность президента РТ).

Нужно ли отдавать все доходы в Москву?

Мухаметшин как ученый много рассуждал о справедливых межбюджетных отношениях в федерации. Он писал, что "игнорирование фактического неравенства субъектов Федерации, попытки насаждения сверху "равенства неравных" являются одним из потенциальных источников напряженности в федеративных отношениях".

Мухаметшин указывал, что уже тогда "обозначилась тенденция разделения субъектов Федерации на самодостаточные регионы (доноры федерального бюджета) и экономически слабые — получатели дотаций". "Субъекты РФ, несущие основную тяжесть обязательств перед бюджетом, не располагают институциональными каналами перевода своих экономических преимуществ в политическое влияние, лишены возможности играть роль активного фактора экономической политики Федерации", — сетовал Фарид Мухаметшин.

По словам спикера Госсовета, "региональная политика нередко понимается исключительно как процесс сглаживания различий в развитии регионов трансфертами". "Практика показала, что задача сближения уровней при этом не решается, а заинтересованность регионов в повышении собственных доходов падает", — подчеркивал он.

Проблема осталась актуальной и спустя 20 с лишним лет. "Мы доводили до 75% отчисления в федеральный центр. Сейчас усилиями руководства республики, депутатов несколько это пропорция улучшилась в пользу региона", — заявил на июньском заседании Госсовета Фарид Мухаметшин. Однако и сейчас более 70% доходов республика отдает Москве. В 2000-х это пропорция была примерно 50% на 50%.

Что стало с идеями реального билингвизма? Почему татарский язык не стал "реально функционирующим"?

В своей работе Фарид Мухаметшин говорил о необходимости "превращения татарского языка в реально функционирующий государственный язык".

"Состояние общественного мнения по языко­вой проблеме свидетельствует о растущей популяр­ности и поддержке среди представителей различных национальностей идеи реального билингвизма в Татарстане — национально-русского двуязычия, которое предполагает высоко грамотное владение обоими языками: как родным, так и вторым языком, выступающим в качестве средства межнационального общения, интегрирующего и коммуникативного ка­нала взаимодействия в полилингвистической среде", — говорится в автореферате спикера.

В работе подчеркивается, что на тот момент "татарские школы стали открываться во многих регионах России: только в 16 субъектах Федерации (по состоянию на начало 2000 года) функционировало около 700 татарских детских дошкольных учреждений, свыше 900 татарских школ, а в 820 школах татарский язык изучался в качестве общеобразовательного предмета".

В 2017 году татарский язык по требованию Владимира Путина был фактически исключен из обязательной части школьных программ даже в Татарстане. Изначально Госсовет республики во главе с Мухаметшиным выступали против этого, но затем вынуждены были согласиться с требованием прокуратуры: татарский язык может преподаваться не более двух часов в неделю и лишь с согласия родителей. В 2018 году федеральный центр окончательно закрепил добровольное изучение языков, внеся поправки в закон "Об образовании" РФ. Госсовет направлял отрицательный отзыв на этот законопроект, однако затем депутаты республики оставили эту борьбу. Федеральный закон действует в Татарстане и сейчас. А количество школ, где преподают на татарском языке, сокращается.

Многопартийность при "неразвитой" оппозиции

Рассуждал Мухаметшин в своей работе и о многопартийной системе. Однако здесь он указывал, что "становление многопартийности в республике проходит во многом также противоречиво, как и в целом в России".

"Длительная монополизация властных функций одной партией породила сковывание демократии, отчуждение народа от власти (и наоборот), устранение возможности соревновательности в политической жизни. Поэтому на первоначальном этапе появления многопартийности политическое размежевание шло по вопросу о будущем статусе Татарстана", — говорится в работе Мухаметшина.

При этом он отмечал "неразвитость оппозиции как социального института". "Исследование показало, что авторитет властной структуры любого уровня и формы организации в определяющей степени зависит от ее открытости, "тесноты взаимодействия" с гражданами, а с другой стороны — от результативности работы, эффективности решения проблем, с которыми сталкивается население региона", — пришёл тогда к выводу Мухаметшин.

Многопартийность в Татарстане действительно не сложилась. В 2003 году Фарид Мухаметшин возглавил татарстанское отделение "Единой России". И теперь эта партия контролирует так или иначе 90% мест в республиканском парламенте. Фракцию КПРФ из шести человек и несколько депутатов от других партий вряд ли можно считать настоящей оппозицией в Госсовете Татарстана. При этом на федеральном уровне депутаты "Единой России" от Татарстана в Госдуме часто голосуют, следуя партийной дисциплине, а не защищая интересы республики. Так, например, было, когда многие депутаты от Татарстана фактически голосовали за упразднение должности президента республики.

Что выбрали: демократию или авторитаризм?

Мухаметшин в своей работе подчеркивал, что "феде­рализм выступает естественным средством обеспечения политической и социальной стабильности общества".

"Все большее число государственных деятелей, политиков и ученых начинает реально осознавать, что для Российской Федерации на рубеже веков есть единственная альтернатива: или она будет по-прежнему сверхцентрализованным унитарным государством, тяготеющим к режиму авторитарного типа, или же превратится в подлинно демократическое федеративное, социальное государство", — предупреждал Фарид Мухаметшин.

Какой является Россия спустя 22 года после того, как эту мысль озвучил спикер Госсовета Татарстана, вопрос риторический.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG