Ссылки для упрощенного доступа

Нежелательная активность. Как силовики преследовали казанских общественников в 2023 году


Иллюстративный кадр
Иллюстративный кадр

Ушедший год подтвердил верность татарстанских силовиков взятому в 2022 году курсу на подавление антивоенной гражданской активности с помощью уголовных дел. Репрессии в Казани носят точечный характер и временами дают сбой — например, один из активистов, которого явно подводили под статью, успел сбежать в Грузию, но в целом цель была достигнута. Акции антивоенной направленности в Казани практически сошли на нет. Элементы запугивания всё чаще проявляются и по отношению к тем, кто традиционно избегает "лезть в политику" — экоактивистам и участникам градостроительных протестов.

Казанского активиста Андрея Бояршиноа отправили в СИЗО ещё в марте 2022 года за "призывы к терроризму" и "оправдание терроризма" (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Поводом к возбуждению уголовного дела стали приписываемые ему силовиками комментарии в одном из Telegram-чатов.

Признанный политзаключенным Андрей Бояршинов участвовал в самой значительной казанской акции против российского вторжения в Украину — 27 февраля 2022 года. Жесткие задержания начались сразу после того, как Бояршинов развернул антивоенный плакат и выкрикнул "Путин — военный преступник!"

ЖЕРТВА №1

Тогда практически одновременно с Бояршиновым задержали и активиста Марка Серова. Спустя год с момента полномасштабного вторжения стало казаться, что силовики целенаправленно готовят против него уголовное дело. Причина — антивоенные протесты, которые продолжал проводить молодой человек.

6 апреля 2023 года у Серова провели обыски (один в квартире брата, у которого на тот момент жил активист, другой — у мамы и бабушки), после чего его доставили в полицию, где составили протокол за "нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия". Активиста обвинили в организации стихийного мемориала в память о мирных жителях Украины, погибших 14 января 2023 года в ходе ракетного обстрела Днепра российскими войсками. Это позволило арестовать его на восемь суток, но административное дело было лишь прелюдией.

Позже выяснилось, что обыски у Серова проходили в связи с делом "о вандализме". По данным полиции, именно он мог написать лозунг "Нет войне" в одном из подземных переходов Казани.

Председатель татарстанского отделения партии "Гражданская инициатива" Дмитрий Румянцев предположил тогда, что прессинг может быть связан с политическим давлением. Серов, как и Румянцев, оказался в числе первых казанских активистов, вступивших в региональное отделение партии — однако позже эта версия показала свою несостоятельность.

10 мая прошлого года корреспонденту "Idel.Реалии" стало известно, что Серов находится в Грузии. Подробности того, как он выбирался из России, активист держит в секрете. Незадолго до своего бегства, в конце апреля, Серов вышел в одиночный пикет с плакатом: "...йло воюет с детьми. Свободу Маше Москалёвой и её отцу! Львову-Белову в Гаагу".

После этого пикета, по словам Марка Серова, с ним связался знакомый и сообщил, что существуют реальные риски привлечения его к ответственности "за фейки" — по статье 207.3 УК РФ. Это и стало главной причиной побега.

Уже в Грузии Серов узнал, что следствие хочет взять с него подписку о невыезде и отправить на психиатрическую экспертизу.

ЖЕРТВА №2

Казанская активистка Зульфия Ситдикова тоже попала под прессинг полиции ещё в 2022 году. Летом того года Ситдикову оштрафовали за "дискредитацию" армии из-за кофты с надписью "No war", в которой она пришла на концерт Олега Газманова.

В сентябре 2022-го её квартиру обыскивали в рамках уголовного дела об "оправдании терроризма" (ст. 205.2 УК РФ), но фигурантом была не она.

Уже весной 2023 года силовики переключились на саму Ситдикову. 28 апреля женщину вместе с другой казанской активисткой — Верой Отрешко — задержали в казанском парке Урицкого. У Ситдиковой при этом изъяли плакат с наклеенными на него буквами "9 waя". Женщин несколько часов продержали в отделе полиции — и отпустили, так и не составив протокол. Позднее выяснилось, что плакат отдали "на экспертизу".

18 июля в квартире активистки провели обыск, в очередной раз изъяв у неё телефон и технику. В отношении Ситдиковой возбудили уголовное дело по статье о "дискредитации" армии (статья 280.3 УК РФ). Осенью к этой статье добавилась ещё одна — "реабилитация нацизма" (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ). И "дискредитацию", и "реабилитацию" эксперты усмотрели в плакатах "No war" и "Нет войне". Снимок второго плаката был сделан на фоне Вечного огня в казанском Парке Победы и разошёлся по соцсетям. На каком основании силовики считают, что акцию организовала и провела именно Зульфия Ситдикова, неясно до сих пор.

Перед самым Новым годом, 28 декабря, Ситдикову и упомянутого выше Дмитрия Румянцева на несколько часов задержала в центре города казанская полиция. Активисты находились в компании знакомых, но из всех собравшихся силовиков заинтересовали лишь они двое. Поначалу в полиции заявляли, что собираются составить на задержанных протоколы по статье 20.2 КоАП РФ ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"), но в итоге отпустили Ситдикову с Румянцевым без оформления.

Друзья и знакомые активистов считают, что повод в этот раз был чисто "профилактический". Полиция предупреждала возможные протестные акции в преддверии Нового года.

Один из обысков у Ситдиковой, проведённый в мае 2023 года, не был связан с её уголовным делом. Тогда Зульфию и других казанских активистов обыскали по делу другого татарстанца — Павла Чумакова, которого обвинили в повторной "дискредитации" Вооруженных сил РФ. Обыск в квартире самого Чумакова проходил на основании "постановления о производстве обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательств", то есть без решения суда. О дело Чумакова известно не очень много. Большинство казанских активистов в разговорах с корреспондентом "Idel.Реалии" сказали, что не знают его.

В материалах дела, с которыми удалось ознакомиться "Idel.Реалии", говорится, что Чумаков с конца января прошлого года размещал материалы, в которых, согласно заключению экспертов, "содержится совокупность лингвистических признаков публичных речевых действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил России на территории Украины". Приговор Чумакову вынесли в январе 2024 года. Обвинение запрашивало полтора года исправительной колонии. Советский районный суд Казани приговорил татарстанца к штрафу в размере 200 тысяч рублей и запрету администрировать сайты на 2 года, а также постановил вернуть изъятый во время обыска ноутбук.

ШАГ ВПРАВО, ШАГ ВЛЕВО

Если антивоенная повестка за минувший год стала в Казани окончательно табуированной, то с другими темами, раздражающими власть, силовики работают чуть более деликатно. Так, повестку на допрос в СКР в качестве свидетеля активистке Вере Отрешко сотрудник Центра "Э" вручил у памятника жертвам политических репрессий 29 октября, когда активисты собрались у стелы, чтобы возложить цветы.

Ещё нескольких активистов полицейские пытались пригласить на допрос "в устной форме", поскольку повесток у них якобы не было.

10 декабря на согласованном исполкомом Казани пикете против насилия над журналистами полицейские потребовали, чтобы два участника акции убрали свои плакаты, как "не соответствующие тематике". Один из них в с надписью "Алсу Курмашева — журналистка, а не преступница" держал в руках Искандер Ясавеев, социолог и колумнист "Idel.Реалии".

Из объяснений силовиков и представителя исполкома следовало, что на плакатах можно упоминать лишь погибших журналистов. Они даже предложили участникам акции закрасить имена тех, кто ещё жив. Несмотря на то, что пикетчики выполнили требования полицейских, на организатора акции Дарину Лунцову составили протокол о "нарушении правил организации публичного мероприятия", а позднее оштрафовали на 20 000 рублей.

Журналистка Татаро-башкирской службы Радио Свобода Алсу Курмашева с осени 2023 года находится под арестом в СИЗО-2 в Казани. Ее обвиняют в том, что она не обратилась к властям и не попросила зарегистрировать ее "иностранным агентом" (ч. 3 ст. 330.1 УК РФ). Это первое подобное дело в России. В декабре стало известно о возбуждении еще одного уголовного дела против Алсу — о распространении "фейков" о российской армии из-за книги "Нет войне. 40 историй россиян, выступающих против вторжения в Украину". Правозащитный проект "Поддержка политзаключенных. "Мемориал" признал Алсу Курмашеву политической заключенной.

ПРОТЕСТ СТРЕМИТСЯ К НУЛЮ

Далеко не лучшим минувший год в Казани выдался и для экоактивистов. Готовность казанцев защищать природные территории, которым грозит уничтожение в связи с застройкой, похоже, достигла исторического минимума.

Минувшим летом стало известно о схеме, позволившей казанским чиновникам лишить часть территорий в Парке Победы статуса особо охраняемой природной территории. Экоактивисты всерьёз опасаются за водно-болотные угодья, расположенные в парке. С одной стороны комплекса водоёмов мэрия планирует построить городок аттракционов, с другой — разбить аллею "участников СВО". Предполагается, что уничтожения хотя бы части ветландов при этом не избежать. Однако попытка экологов и активистов мобилизовать местное население хотя бы в интернете успехом не увенчалась. Петицию, созданную в июле 2023 года, подписали на начало 2024-го чуть более 350 человек.

Куда более мощную волну шума в интернете вызвало строительство нового гостиничного комплекса на берегу Казанки у моста "Миллениум", начатое летом 2023 года. Чиновники фиксировали нарушения, но не могли ни найти на застройщика управу, ни объяснить, что за загадочный объект строится в водоохранной зоне реки.

Лишь в октябре власти, наконец, официально объявили, что на берегу возводят новый гостиничный комплекс к саммиту БРИКС, который должен пройти в Казани осенью 2024 года.

К этому времени страсти уже окончательно улеглись — казанцы, судя по всему, смирились с очередной незаконной стройкой в городе. Об этом свидетельствуют результаты петиции, созданной 6 августа 2023 года. На начало 2024 года она собрала чуть больше 200 подписей.

Никак не повлияла на ситуацию и новая стройка в водоохранной зоне Казанки. Стало известно, что строитель гостиничного комплекса решил построить на берегу реки бетонный завод.

Единственным казанцем, вышедшим в одиночный пикет на фоне свай будущего предприятия, оказался эколог и активист Антон Бортяков.

Не столь пессимистично ситуация выглядит на выезде из Казани, где с мая 2023 года продолжается противостояние местной администрации и девелопера с одной стороны, и сельчан с садоводами — с другой. Чиновники согласовали застройщику строительство на участке леса в 13,2 га шести восьмиэтажных домов почти на тысячу квартир.

Летом лес успели частично вырубить, но на сегодня работы на участке прекращены. Возмущенные сельчане и садоводы успели провести несколько сходов, на которые каждый раз приходили более ста человек. Сравнительно успешной оказалась и петиция, созданная 18 мая 2023 года. Под ней уже собрано более 9 тысяч подписей.

Правда, с первым сходом, тоже майским, связана история задержания казанского экоактивиста Тимура Ескараева, который пытался осветить проблемы. Его задержали рано утром прямо у своего подъезда сотрудники Центра "Э" и доставили "на беседу" в отдел. Активиста отпустили лишь около полудня.

Вмешательство силовиков в градостроительный конфликт объяснялось, по всей видимости, тем, что в Казани как раз в эти дни проходил международный экономический форум "Россия — исламский мир". Аналогичный форум весной 2022-го тоже привёл к давлению силовиков на экоактивистов и градозащитников. Казанцев, выступавших против строительства мечети в парке "Кырлай" и жилого комплекса в Гавриловской роще, обходили сотрудники Центра "Э" и "предупреждали об ответственности за несанкционированное проведение публичных акций".

Активисты прогнозируют, что власти Казани и Татарстана дадут зелёный свет всем застройщикам, а, значит, новых точек экологической напряженности в городе не избежать.

Покинувшая страну спустя месяц после полномасштабного вторжения России в Украину экоактивист, урбанист и журналист Юлия Файзрахманова отмечает, что экологический протест хорош именно тем, что он может вспыхнуть в совершенно неожиданном месте и его сложнее контролировать. А, главное, он способен привлечь в свои ряди аполитичных или даже в чём-то лояльных власти сторонников. Это то, что возникает довольно стихийно, а, значит, далеко не всегда силовикам удаётся это предупредить, считает Файзрахманова.

Возможно, как раз такой непредсказуемый протест набирает сейчас обороты на Северо-Запада Казани, жители которого жалуются на вредные выбросы промышленных предприятий. Главным загрязнителем воздуха они считают "Казаньоргсинтез". В декабре завод подал в Арбитражный суд Татарстана иск к активистке Диляре Гайсиной, которая обвиняла предприятия во вредных выбросах на своей странице во "ВКонтакте".

Новость об иске привела к неожиданным результатам. Гайсиной выражают поддержку казанцы и жители других городов, а экоактивисты и жители Северо-Запада Казани создают новые группы и чаты в мессенджерах и соцсетях, где проблема загрязнения воздуха обсуждается с удвоенной силой.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG