Ссылки для упрощенного доступа

Президенту Татарстана ответили из Киева


В своем вчерашнем интервью президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что Украина практически ничего не сделала для улучшения жизни крымских татар. "Idel.Реалии" опросили экспертов и активистов из Украины на предмет того, согласны ли они с мнением президента поволжской республики.

Бездействию Украины Рустам Минниханов противопоставил некие успехи России, аннексировавшей полуостров, говоря, что сейчас Москвой предпринимаются реальные шаги для развития крымских татар.

— А Украина, по большому счету, для крымских татар ничего не сделала. А что она сделала? Ничего. А сейчас в большой программе Крыма, я знаю, есть поддержка крымских татар. Сегодня крымскотатарский язык является государственным языком республики, — отметил он.

Но статус государственного, как показала нынешняя российская практика, совсем не панацея в деле защиты языка. Напомним, татарский язык является государственным в Татарстане, но Рустам Минниханов не смог ничего ​ противопоставить желанию Москвы отменить обязательность преподавания этого языка в качестве государственного. Кроме того, татарский теперь в Татарстане можно не изучать даже как родной, для этого достаточно выбрать другой, в том числе русский, в качестве такового. Татарский стремительно теряет популярность, Москва усиливает русификацию даже в этом сильном этническом регионе.

Между тем, следует отметить и то, что Минниханов ссылается и на конкретные вопросы, когда говорит о дискриминации крымских татар — как до аннексии полуострова Россией, так и после. В частности, он затрагивает вопрос возвращения земель крымским татарам и обвинения в их самозахвате.

— Говорят — самозахваты… Но это земля принадлежала им, они вернулись на свою землю, — констатирует президент Татарстана.

Обвиняли в самозахвате не только тех, кто хотел построить дома там, где жили их предки столетиями, но и тех, кто создавал бизнес в Крыму.

История с крымскотатарскими объектами общепита на горе "Ай-Петри" довольно ярко демонстрирует эту проблему. Тогда эти объекты называли незаконными, что согласно украинскому законодательству является преступлением. Поэтому бизнес крымских татар подвергался давлению со стороны силовиков.


Однако украинский историк, координатор Таврической гуманитарной платформы Андрий Иванэць считает, что слова президента Татарстана — это всего лишь элемент информационной войны.

В 1992 году было подписано Бишкекское соглашение, в соответствии с которым разные страны бывшего СССР должны были финансировать возвращение крымских татар на историческую родину

— К сожалению, слова Минниханова — это элемент информационной войны, в которой Татарстан используется Кремлём против Украины. В 1992 году было подписано Бишкекское соглашение, в соответствии с которым разные страны бывшего СССР должны были финансировать возвращение крымских татар на историческую родину. С момента провозглашения независимости Украины в 1991 году финансовая часть обустройства крымских татар полностью легла на плечи одной Украины, которая находилась в 1990-е годы в очень сложной ситуации. Хотя не Украина депортировала крымских татар, но поскольку это коренной народ, то Украина, конечно, финансировала процесс обустройства коренного народа на своей родине с 1991 года до момента аннексии, — отмечает эксперт.

ПРАВО НА САМООРГАНИЗАЦИЮ

По словам историка, Украина создала условия, в которых крымские татары смогли реализовать свое право на самоорганизацию.

Конечно, оглядываясь назад, мы понимаем, что нужно было делать больше в плане усиления интеграции и поддержки крымских татар
Андрий Иванэць

— Именно в независимой Украине развернули свою деятельность Меджлис крымскотатарского народа и Курултай крымскотатарского народа. На сегодняшний день одним из ярчайших моментов дискриминации в оккупированном Крыму является запрет деятельности органов национального самоуправления крымских татар, — подчеркивает Иванэць.

Историк отмечает, что слова Минниханова о том, что при Украине ничего не делалось, а при России предпринимаются шаги по развитию крымскотатарского народа, звучат некорректно на фоне решения Международного суда ООН о необходимости возобновления деятельности Меджлиса крымскотатарского народа. По его словам, Россия цинично игнорирует решение суда и право коренного крымскотатарского народа на самоорганизацию.

Напомним, российские власти признали Меджлис крымскотатарского народа экстремистской организацией и запретили его деятельность.

В то же время, по мнению эксперта, Украина должна была делать еще больше для крымских татар.

— Конечно, оглядываясь назад, мы понимаем, что нужно было делать больше в плане усиления интеграции и поддержки крымских татар. Но и то, что было сделано, было серьзным шагом, который помогал крымским татарам преодолеть последствия геноцида, совершенного коммунистическим режимом. Имеется в виду и депортация, и длительное удержание в местах депортации крымских татар, — резюмирует историк.

Не согласен с Миннихановым и украинский политолог Павло Подобед.

Минниханов войдет в историю как человек, который превратил Республику Татарстан в Татарскую область ПФО
Павло Подобед

— До аннексии Крыма Россией доля крымских татар в структуре населения полуострова составляла около 12%. Украинцев — 24%. Каково было положение крымскотатарской общины? Такое же, как и украинской. Киев старался не вмешиваться в гуманитарную политику полуострова, надеясь обойти, таким образом, "острые углы" российско-украинских взаимоотношений. На практике это означало, что и крымские татары, и украинцы в отношениях с местными властями могли рассчитывать только на себя. Во всём Крыму было всего несколько школ с полным образовательным циклом на украинском и крымскотатарском языках, — признается эксперт.

По словам Подобеда, тяжелая ситуация наблюдалась и в вопросе получения земли для строительства культовых сооружений. Эксперт отмечает, что Киев закрывал глаза на эти проблемы, веря, что отдавая инициативу местной власти в Крыму, предотвращает "ссору" с Москвой.

— Чем закончилась эта позорная политика русофильства — всем хорошо известно: нет ни дружбы с Москвой, ни Крыма. Но Украина никогда не преследовала крымских татар. Не было похищений, пыток, облав в домах и массовых судебных процессов, — говорит он.

Украина никогда не преследовала крымских татар. Не было похищений, пыток, облав в домах.
Павло Подобед

По мнению политолога, на "руках" Украины нет крови крымских татар, поэтому, как отмечает он, удивительно слышать какие-то замечания от Минниханова, который "за время своего правления отдал Москве всё: от государственного языка до суверенитета".

— Минниханов войдет в историю как человек, который превратил Республику Татарстан в Татарскую область ПФО. Послушный и бесхребетный гробокопатель татарской нации не вправе рассуждать о судьбе чужого народа, — резюмировал Подобед.

НОВАЯ УКРАИНА

Арсен Жумадилов, директор Крымского института стратегических исследований и советник председателя Меджлиса крымскотатарского народа, также воспринял слова Рустама Минниханова негативно.

— До 2014 года Украина мало делала не только для крымских татар, но и для этнических украинцев. Это было государство, которое работало на узкий круг определенных элит, которые использовали страну в качестве своей ресурсной базы. Начиная с 2014 года все граждане Украины независимо от этнической принадлежности — будь то крымские татары, украинцы, русские или евреи, строят это государство совместно. Это государство, которое работает на своих граждан. То, что до 2014 года не было сделано многое, это так. Но в этом мы не виним украинский народ. Мы понимаем, что украинский народ также как и крымскотатарский был жертвой того, что происходило. Во время революции эта ситуация изменилась, — отмечает крымскотатарский активист.

По его словам, России не удастся заручиться поддержкой крымских татар.

— Если Российская Федерация считает, что своими подачками она может изменить отношение крымских татар к себе, то она очень сильно заблуждается, потому мы не выставляли Крым на торги, где тот, кто больше дает, тот и берет. Сейчас этого нет и этого не будет никогда, — предупреждает Жумадилов.

Наше самоопределение на этой земле является ключевым для определения статуса этой территории
Арсен Жумадилов

По мнению советника председателя Меджлиса крымскотатарского народа, ключевым в решении вопроса его народа является территориальное самоопределение на полуострове.

— Мы определяем то, где мы хотим быть, с кем мы хотим быть не на основе того, кто какую подачку нам даст, а на основе признания наших прав от А до Я. В том числе на основе признания того, что мы — коренной народ, и что мы самоопределяемся на этой земле, а не какой-то эфемерный крымский народ, наше самоопределение на этой земле является ключевым для определения статуса этой территории. Так вот Российская Федерация этого не признает и не признает в силу самой философии построения этого государства. Украинское государство это признает и мы шаг за шагом движемся в сторону того, что это признание претворилось в определенную нормативную форму, что позволит нам эффективно защищать наши права, — резюмирует Жумадилов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG