Ссылки для упрощенного доступа

Топ 7 событий в Башкортостане  2020 года


Защита Куштау. 15 августа 2020 года
Защита Куштау. 15 августа 2020 года

2020 год для Башкортостана выдался насыщенным. Этому способствовал не только общий экономико-политический кризис в стране в целом, но и весьма "оригинальная" политика, которую вели республиканские власти, считает комментатор "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин


1. Вспышка коронавируса

Коронавирус стал главным бичом и одновременно главным событием уходящего года для всей планеты. Неслучайно авторитетное издание Time назвало этот год худшим в истории человечества. Вспышка коронавируса в РКБ имени Куватова и затем аналогичные случаи в ряде других учреждений "прославили" Башкортостан ещё ранней весной, в самом начале пандемии. Тогда основная масса населения страны слышала о коронавирусе только по телевизору и многим это казалось чем-то далеким и не касающимся их лично. Если бы не личное мужество одной из врачей РКБ Риммы Камаловой, то, наверное, мы бы не сразу и узнали о вспышке эпидемии в больнице, а осознали бы это только по факту, когда из этого учреждения как на заводском конвейере пошел бы поток трупов. Несмотря на попытку Минздрава свалить всю вину на младший персонал, который, якобы, и стал виновником проникновения вируса, и прикрыть таким образом главврача РКБ Эльзу Сыртланову, все это выглядело весьма жалко и неправдоподобно. Сыртланову все таки "ушли", но репутация заведения оказалась серьезно подмоченной. Уже осенью стало известно, что больше сотни работников больницы уволились в течение этого года. А недавно оттуда вынуждена была уйти и герой нашего времени " Римма Камалова" (не продлили трудовой контракт — самый удобный вариант избавиться от неугодных), которая не побоялась выпустить правду наружу. Именно ей пациенты и врачи РКБ должны быть благодарны, ведь многим это спасло жизнь.

2. Битва за Куштау

Название "Куштау" из названия неприметной для многих горы стало нарицательным словом. Экопротестов в последние несколько лет в России было немало ( а это верный признак пробуждающегося гражданского общества). Но столь массового, как на Куштау, не было нигде. На волне эйфории от победы возникла новая экологическая организация "Зелёный Щит", правда как и ожидалось эту организацию усиленно пытаются взять под контроль власти Башкортостана. Удастся им это или нет, покажет уже ближайшее время.

БИТВА ЗА ҠУШТАУ: победа гражданского общества?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:17:22 0:00

3. Сдача "Соды" федералам.

Радий Хабиров многократно повторявший, что вопрос с горой Куштау решен, после протестов резко изменил своё мнение и стал уже ярым критиком "Соды" (что вслед за ним стали делать и придворные политтехнологи). Затем он пообещал инициировать возврат акций в собственность республики. Затем также неожиданно, без всяких объяснений, республика отказалась от своих претензий, поддержав требование прокуратуры о возврате всех акций в собственность федералов. А прокуратура, напомню, обжаловала не только сделку 2013 года, но и переход в начале 90-х годов "Соды" в собственность республики. Правда, Радий Хабиров на пресс-конференции пообещал, что он "не сидел, сложа руки", и поэтому определенная часть акцй все же вернутся в республику. Что-ж, как говорится, свежо предание, поэтому будем посмотреть насколько существенным будет доля республики. Если она окажется ниже тех 38 %, которым владел Башкортостан до этого, однозначно это стоит трактовать как проигрыш интересов республики.

История с Куштау стала ещё одним "жирным" минусом в копилку Радия Хабирова и в очередной раз продемонстрировало, что он действительно "хозяин своего слова" — как говорится, слово дал, слово забрал!

4. Приговор Дильмухаметову

Айрата Дильмухаметова взяли под стражу еще весной 2019 года. Думаю, мало кто сомневался в том, что Айрат Дильмухаметов получит реальный срок. Все таки это было не первое политическое дело, возбужденное в отношении него. Да и негласная "традиция" последних лет показывает, что судебная система в России, взяв человека в свои не самые приятные объятья, просто так, без каких либо последствий (хотя бы условным сроком) его уже не отпускает. В чем, действительно, не откажешь Дильмухаметову, так это в личном мужестве. Можно иногда не соглашаться с его несколько резкими высказываниями, но стоит признать, что человек идет заданным курсом уже долгие годы.

Об Айрате Дильмухаметове, его отце Ахнафе Мударисовиче и роли обоих в новейшей истории Башкортостане, можно говорить часами. Настолько она с одной стороны сложна и нелинейна, а с другой стороны, если вдуматься, то по сути говоря, их история отражает политические перипетии жизни всей республики. Стоит лишь внимательно присмотреться. Это тема для отдельного разговора, возможн, когда-нибудь к ней стоит вернуться. Но что стало, пожалуй, самым удивительным в этой истории, так это то, как легко башкиры достаточно индифферентно отнеслись к его преследованию и не стали всерьез бороться за главного несистемного идеолога современного башкирского национального движения. После того, как голос в его защиту выдвинула организация татарских и эрзянских политических эмигрантов "Общественная Платформа Идель-Урал" , затем и Уфимское "Яблоко" (где основную массу членов партии также составляют татары и русские), башкирская общественность долгое время хранила молчание. Лишь когда это молчание стало уже несколько неприличным, ныне запрещенная (а тогда ещё нет) организация " Башкорт" единственная из числа башкирских организаций подала голос в его защиту. И это тоже весьма важный момент.

5. Признание "Башкорта" экстремистской организацией

Это история также тянется еще с прошлого года. Причины того, почему именно эта организация была запрещена, уже не раз обсуждалась в общественном пространстве. И поэтому останавливаться на этом вновь не стоит. Интереснее здесь другое, тролли и политтехнологи пытаются обвинить уже запрещенную организацию во всех неприятных для себя инцидентах. В сговоре с Казанским Кремлем, иногородними олигархами, зауральскими чиновниками, и ещё бог знает с кем. Все это еще раз показывает, как пытаясь решить одну лишь имиджевую задачу, хабировская администрация приобрела себе кучу других проблем. И эффект Барбары Стрейзанд здесь явно налицо.

6. Татарскому вновь потребовали вернуть государственный статус

Ещё одной политической проблемой, которая непременно аукнется в 2021 году, станет вопрос о национальной политике в Башкортостане и связанная с ней перепись населения. Из-за коронавирусной пандемии перепись перенесли на 2021 год, но проблемы вокруг нее никуда не делись.

И в этой связи вполне ожидаемо, что вновь всплыл вопрос о требованиях татар Башкортостана вернуть их языку государственный статус. Тема эта вначале обсуждалась исключительно в медийном поле, несмотря на то, что татары никогда не отказывались (и не откажутся) от требования решить эту узловую проблему, дискриминирующую их конституционные права. Но постепенно эти голоса стали вновь звучать все громче и громче.

Сначала Татарский Общественный Центр РБ, всегда регулярно поднимавший этот вопрос, провел в этом году серию одиночных пикетов с таким требованием. Это извечная родовая травма республики вновь актуализировалась в преддверии изменений в Конституцию РБ. В этой связи Конгресс татар Башкортостана выступил с инициативой внести подобное требование по возвращению татарскому языку статуса государственного в список предложений комиссии по изменению Конституции РБ. Это с одной стороны показало, что несмотря на кризис татарского национального движения, проблема никуда не делась, а только усугубилась. С другой стороны показало, кто действительно является реально действующей общественной организацией, способной подать голос в защиту прав уфимских татар. Остальные погрязли в рутине и задавлены синдромом выученной беспомощности. Ну, а официозная организация РНКАТ (региональная национально-культурная автономия татар), полностью попавшая в зависимость от Белого Дома, и вовсе себя дискредитировала. Её теперь правильнее называть филиалом администрации Главы РБ. Только в отличие от аналогичного ей Курултая башкир, никто татарской автономии каких либо "плюшек" в обмен на лояльность не дает. Наоборот, вся политика нынешней администрации Хабирова идет в русле того, чтобы задавить татар, уничтожить татарскую идентичность и татарский язык в республике.

И очень хорошо, что этот голос подали сами уфимские татары. Впрочем, в уходящем угоду голос в защиту прав уфимских татар подал и Всемирный форум татарской молодёжи, выразивший протест против проведения диктанта на мифическом "северо-западном диалекте" башкирского языка. Этот пропагандистский проект, продвигаемый башкирскими властями, как раз и преследует цель башкиризовать татар проживающих в республике.

Конгресс татар Башкортостана также предложил Радию Хабирову объявить 2021 год "Годом родных языков и народного единства". И через несколько дней после обращения Конгресса татар Башкортостана к Радию Хабирову, Курултай башкир вышел с встречным предложением, объявить в республике 2021 год "Годом башкирской истории". Понятно, что это было сделано в пику, лишь бы не допустить того, чтобы татарская инициатива была реализована. Хотя, учитывая, что прошлый год уже был "Годом башкирского языка", для национального паритета хорошо было бы теперь объявить 2021 "Годом остальных родных языков республики". И что-то подсказывает, что Радий Хабиров вновь встанет на сторону Курултая башкир или в самом лучшем случае просто проигнорирует обе стороны. Ведь на носу перепись населения, где по плану внутриполитического блока Хабирова башкир стать намного больше.

7.Медиаскандалы

С приходом Радия Хабирова к власти, внутри его команды появилась одна очень нехорошая тенденция — это привычка судится со СМИ. Видимо, эти ребята не прислушались к совету Остапа Бендера из "Золотого теленка", который отмечал, что судится — это "пошлое занятие".

В начале года, наконец, была поставлена точка в деле об иске Курултая башкир к "Эху Москвы в Уфе". Истец после многомесячных весьма странных "маринований" в суде в один прекрасный день просто-напросто отозвал свой иск. Но на смену Курултаю башкир пришёл глава администрации А. Сидякин. Он одновременно решил судиться и с " Эхом" и с сайтом "Проуфу" и порталом "Idel.Реалии". Ещё раньше после исков Роскомнадзор пострадали многие издания Уфы, выплатившие штрафы за "фейк-ньюс о специально зарезервированных местах на кладбище Уфы для погибших от ковида". Про многочисленные угрозы исков со стороны чиновников и говорить не стоит. Их только за последний год было так много, что уже не хватит пальцев обеих рук. Лично для меня, как я и говорил ранее, это объясняется тем, что на смену хамитовской "недооттепели" к нам пришли хабировские "заморозки". И борьба со свободой слова — это один из эпизодов этой политики.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG