Ссылки для упрощенного доступа

Будет ли Татарстан рисковать своим парламентом ради "президента"?


Президент Татарстана Рустам Минниханов на сессии Госсовета РТ, 25 октября 2021 года
Президент Татарстана Рустам Минниханов на сессии Госсовета РТ, 25 октября 2021 года

Колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич — о том, могут ли власти республики выйти из сражения за "президента Татарстана" проигравшими, но не побеждёнными.

На этой неделе Госдума одобрила в первом чтении законопроект "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Он, в частности, устанавливает запрет официально именовать руководителей регионов президентами. Собственно, единственным регионом, которого это касается в настоящий момент, является Татарстан.

Самое цитируемое из татарстанских СМИ — "Бизнес Online" опубликовало по этому случаю собственное политическое заявление: "Есть формы протеста, доступные каждому… Мы свой выбор сделали: продолжим называть первое лицо Татарстана президентом при любом законодательстве... Призываем поступить так и другие СМИ, общественные организации, бизнес. И тогда слово "президент" станет не воспоминанием об утраченном величии, а, наоборот, объединяющим символом… Вспомните, как именно после гонений на татарский язык в 2017 году нация начала просыпаться, и даже чиновники нарядились в тукаевские сюртуки" и т.п.

Это, конечно, смешно, когда редакция официально заявляет, что впредь вместо точности информации, ожидаемой читателями от профессионального СМИ, будет транслировать исключительно своё представление об исторической справедливости. Примерно так же смешно, как называть миннихановский френч "тукаевским сюртуком" и видеть национальный подъём в подъёме горловины костюмов начальства.

Можно было бы подозревать за такой подростковой пафосностью стремление подлизнуть этому самому начальству… Однако эта смешная присяга татарстанских журналистов в верности упраздняемой должности выглядит отчасти и трогательной — особенно по контрасту с поведением татарстанских госмужей, которым с санкции того же президента Минниханова поручено в Госдуме отстаивать позицию республики.

Ведь при голосовании в первом чтении этого законопроекта, ставящего крест на наименовании "президент Республики Татарстан", против его принятия проголосовали только шестеро татарстанских представителей "Единой России" плюс единственный татарстанский депутат от КПРФ.

Можно не сомневаться, что такая нерешительность в защите особого статуса Татарстана была санкционирована самим руководством региона-кормильца

Четверо депутатов-единороссов, избранные от Татарстана, проголосовали за (это Олег Морозов и трое "варягов", не имевших никакого отношения к республике, но вставленных в региональную часть избирательного партсписка именно в Татарстане, где прохождение любых "нужных людей" в депутаты максимально гарантировано; среди них и исполнитель "пенсионной реформы" Максим Топилин).

А ещё четверо татарстанских депутатов-единороссов от выражения своего мнения по этому острому вопросу воздержались. (И можно не сомневаться, что такая нерешительность в защите особого статуса Татарстана была санкционирована самим руководством региона-кормильца. Ведь уклонение от партийной линии, направленной в данном случае на принятие злополучного законопроекта, чревато оргвыводами по депутатской линии — а стоит ли так рисковать постами первых замов председателей комитетов Госдумы, полученными в результате напряжённого торга татарстанцами Ильдаром Гильмутдиновым и Альфиёй Когогиной — двумя из нынешних воздержавшихся?! А ещё двое — экс-директор представительства "Татнефти" в Москве Азат Ягафаров и просто татарстанский олигарх Ирек Богуславский — хоть и не имеют особых постов в Госдуме, но зато в Татарстане имеют вес, позволяющий им сами решать, рисковать или нет.)

Таким образом, против знакового для статуса Татарстана закона проголосовало меньше половины федеральных депутатов от Татарстана — и, очевидно, не без согласия руководства Татарстана. Всё правильно, а за сохранение республике "президента" пусть упираются простодушные СМИ.

Хотя… ведь двумя неделями раньше этому федеральному законопроекту единодушно отказал в поддержке сам Госсовет Татарстана… Спикер Фарид Мухаметшин просто-таки припечатал: "Этот законопроект влезает в полномочия субъектов Российской Федерации, нарушая нормы российской Конституции!"

Правда, этот отважный акт несогласия с конституционным безобразием был совершенно безопасным. Как для законопроекта (поскольку не было никаких сомнений в поддержке его парламентами всех остальных регионов), так и для самого отважного Госсовета. Поскольку никаких санкций за отказ в согласовании федеральной законодательной инициативы просто не бывает.

Дальше принципиальность должна так сильно подорожать, что сравняется для татарстанского парламента буквально с ценой жизни

Но дальше…

После принятия закона во втором и в третьем чтениях (с чем Госдума явно не замедлит) "президентская" новелла должна вступить в силу 1 июля 2022 года, и тогда до 1 января 2023-го Госсовет Татарстана должен из всех местных законов, начиная с Конституции РТ, исключить упоминание "президента Республики Татарстан". В противном случае предусмотрены нормы силового реагирования: суд признаёт запретные слова противоречащими федеральному законодательству — президент России выносит предупреждение и через три месяца может распустить парламент.

Словом, кажется, дальше принципиальность должна так сильно подорожать, что сравняется для татарстанского парламента буквально с ценой жизни. Готовы ли власти Татарстана заплатить эту цену?..

Конечно, оснований полагать, что да, практически нет: от заветного слова откажутся, не ожидая опасного дедлайна, да ещё и глубокомысленно разъяснят, почему это правильно…

Во всей этой истории федеральный центр оставил-таки Татарстану возможность отступить с почётом, официально почти что и не рискуя

Хотя можно заметить, что во всей этой истории федеральный центр оставил-таки Татарстану возможность отступить с почётом, официально почти что и не рискуя.

Ведь механизм наказания за невнесение в региональное законодательство этой неприятной элитам Татарстана правки (дедлайн 1 января 2023-го — пауза до суда — суд — полгода для исполнения решения суда — предупреждение президента РФ — три месяца для реакции на предупреждение — возможность роспуска регионального парламента) может занять около года. А если затем ещё и сам Татарстан обратится в Конституционный суд России…

А там, глядишь, и наступит сентябрь 2024-го, когда Госсовет РТ распустится естественным порядком — просто ввиду окончания срока его полномочий и назначения выборов нового его созыва!

Разумеется, новому созыву пришлось бы вносить-таки злосчастную правку — и быстро. Но в целом этот сюжет остался бы в истории как отход Татарстана со своих прежних позиций — но почётный, с барабанным боем и развёрнутыми знамёнами. Это было бы, по крайней мере, зрелищем, вызывающим некоторое уважение…

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG