Ссылки для упрощенного доступа

"Поломать его не могут". В каких условиях отбывает наказание Айрат Дильмухаметов и насколько его идеи сейчас актуальны


Айрат Дильмухаметов в суде, Самара, Россия, 14 июля 2020 года
Айрат Дильмухаметов в суде, Самара, Россия, 14 июля 2020 года

Башкирского политика и публициста Айрата Дильмухаметова, осужденного на девять лет лишения свободы, в ближайшее время могут перевести в тюрьму с особо строгим режимом содержания. Друзья и родственники политзаключенного сообщают, что с момента прибытия в колонию его практически постоянно содержат в ШИЗО, либо в камере. "Idel.Реалии" узнали об условиях содержания Дильмухаметова в ИК-5 в Чите и поговорили с его единомышленниками о том, насколько актуальны идеи политика о возрождении федерализма в России в нынешней ситуации.

"ОНИ ЕГО БОЯТСЯ ДАЖЕ В ЗОНЕ"

Родственники и друзья Айрата Дильмухаметова сообщили, что в ближайшее время его могут перевести на более строгие условия содержания.

— 3 июля пройдет заседание в Ингодинском районном суде Читы о переводе Айрата на "крытку". Крытых тюрьм, где еще более строгие условия содержания (еще строже, чем колония строгого режима), несколько по стране. Айрат говорит, что среди всех "крыток" известность в плохом ее смысле из-за очень строгих условий имеют тюрьмы в Минусинске в Красноярском крае и во Владимирской области. Есть вероятность, что его могут отправить туда, — рассказали собеседники "Idel.Реалии".

Уголовное преследование Айрата Дильмухаметова

Сотрудники УФСБ по Башкортостану задержали Айрата Дильмухаметова в марте 2019 года. Тогда же Кировский районный суд Уфы отправил политика в СИЗО. УФСБ предъявило ему обвинение по статье 280.1 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации") — Дильмухаметову вменили видеообращение к оппозиционному Форуму свободной России с призывами "к созданию новой федерации" и его высказывания в передаче "Персонально ваш", прошедшей в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе" в мае 2018 года.

Дильмухаметову также предъявили обвинения по части 2 статьи 205.2 УК РФ ("Публичное оправдание терроризма с использованием интернета") за его высказывания во время выступления в ноябре 2018 года по поводу осуждения в Уфе членов запрещенной в России организации "Хизб ут-Тахрир".

Кроме того, Дильмухаметова обвинили по части 1 статьи 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") за его высказывания во время инцидента в Баймаке в октябре 2018 года, когда после столкновения группы местных жителей с чеченскими рабочими на стихийном сходе граждан собравшиеся потребовали освобождения всех задержанных.

В январе 2020 года УФСБ по Башкортостану возбудило в отношении Дильмухаметова еще одно уголовное дело, на этот раз — по обвинению в "финансировании экстремистской деятельности". В окончательной редакции обвинения эпизод о "публичном оправдании терроризма" переквалифицировали на "пропаганду терроризма".

В августе 2020 года Центральный окружной военный суд в Самаре приговорил Дильмухаметова к девяти с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима, а также запретил ему в течение трех лет заниматься деятельностью, связанной с администрированием интернет-сайтов и размещением на них информации. В декабре того же года Апелляционный военный суд оставил приговор без изменений.

В конце июня 2021 года судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда РФ также оставила приговор без изменений.

Российский правозащитный центр "Мемориал" в 2019 году объявил Айрата Дильмухаметова политическим заключенным.

21 июня 2023 года Дильмухаметову исполнилось 57 лет. По подсчетам адвокатов, около 10 из них активист провел за решеткой.

С августа 2021 года Айрат Дильмухаметов отбывает наказание в исправительной колонии строгого режима №5 (ИК-5) в Чите. По словам его адвокатов, политика постоянно содержат в "особо строгих условиях". Дильмухаметова также неоднократно отправляли в ШИЗО еще во время долгого этапирования в Забайкальский край.

— Как только он приехал [в ИК-5], его сразу "законопатили в СУС" (строгие условия содержания — "Idel.Реалии"). Буквально все полосы у него на одежде есть — и "красная" (означает "склонен к побегу" -— "Idel.Реалии"), и другие, прямо как у Навального. Грубо говоря, у него "строгий режим в строгом режиме", — рассказывал в 2021 году уфимский адвокат Всеволод Лебединцев, ранее защищавший Дильмухаметова на его первых судебных процессах.

В июле 2022 года друзья Дильмухаметова сообщали, что по решению администрации ИК-5 его перевели в единое помещение камерного типа (ЕПКТ). "Изначально его направили в помещение камерного типа (ПКТ), время от времени переводили в штрафной изолятор (ШИЗО), а в начале июля перевели в ЕПКТ, изолировав его в общей сложности на шесть месяцев", — отмечали собеседники "Idel.Реалии".

Знакомые Айрата Дильмухаметова рассказывают, что давление на него продолжается и в этом году. По мнению соратников политзаключенного, это делается с целью максимальной изоляции общественника.

— Ему постоянно вменяют какие-то мелкие нарушения режима, — говорит друг Дильмухаметова, башкирский активист Фидаиль (просил не указывать свою фамилию). — Мол, пуговица не застегнута, или не так ответил начальнику, или что-то еще подобное. Ровно, как у Навального. Команда постоянно его прессовать приходит сверху — чтобы ему, как они хотят, "жизнь медом не казалась". А так администрация колонии относится к нему нормально. Он же все эти прессовки переносит нормально, спокойно, с достоинством. Он знал, на что шел. Он ведь через всё это прошел, начиная с Хакасии, где отбывал первый срок. Там он был лишь в колонии-поселении, чуть ли не "свободным" человеком — и тем не менее даже там он только в ШИЗО провел 88 суток. А когда он сидел в Кировской области, то не вылезал из СУС.

Активист подчеркивает, что Дильмухаметов, разумеется, обжалует такие наказания, но "всё это безуспешно, поскольку и суд, и прокуратура по надзору выступают на стороне администрации колонии".

— Не так давно его вызывали на административную комиссию колонии. Там ему за что-то дали пять суток ШИЗО и дословно сказали: "Измените свои взгляды, Айрат Ахнафович, и у вас сразу всё наладится, будете приносить пользу стране, с вашими-то способностями", — добавляет Фидаиль.

— Они его [Дильмухаметова] боятся, поскольку понимают, с кем имеют дело, — говорит его бывший адвокат Всеволод Лебединцев. — Поломать его не могут; он с готовностью идет в ШИЗО. Никакого УДО для него не будет — он же "враг государства"! Мне эти НКВД-шники так и говорили.

— Его [отсидку] курирует ФСБ, и все его посадки [в СУС, в ШИЗО] идут оттуда, — считает и калмыцкий активист Аркадий Горяев, который постоянно переписывается с Айратом Дильмухаметовым. — Они изучили его характер, интеллект, харизму, лидерские качества и считают его очень опасным. Они его боятся даже в зоне.

Из Facebook Аркадия Горяева, 31 июля 2022 года:

"Вчера получил одно из редких за полгода письмо от Айрата Дильмухаметова. В связи с известными событиями в Украине Айрата держат в жёсткой изоляции. И вот, как он пишет: "С 19 апреля всё время нахожусь "под крышей". Вначале почти месяц в ШИЗО (карцере), затем почти два месяца в ПКТ и с 7 июля на 6 месяцев в ЕПКТ". Если объяснять простому обывателю, что бы это значило, то это — тюрьма в тюрьме с особо жёсткими условиями содержания".


ТАМ, ГДЕ СИДЕЛИ ДЕКАБРИСТЫ

Друзья и родные Айрата Дильмухаметова также рассказали "Idel.Реалии" об условиях его содержания в ИК-5, состоянии его здоровья и настроениях.

— Айрат нечасто нам писал до начала 2023 года, но, оказывается, это была еще нормальная коммуникация, — говорит один из родственников политика. — Сейчас вообще нет писем. Мы с февраля по сегодняшний день не получаем писем, как и он — наши. Единичные письма от других людей он получает — и как-то удается получить информацию о нем. Его здоровье, с его слов, в целом неплохое (хотя мы не очень уверены в этом); он бодр, сохраняет оптимизм. Айрат также писал нам, что "климат Забайкалья суров, но в целом терпим". Как-то он написал, что именно в этом читинском остроге отбывали наказание декабристы — братья Алексей и Никита Муравьевы и другие.

"Я сижу в Чите, где сидели 200 лет назад такие святые герои, воины-подвижники, лучшие люди России всех времён и народов, благороднейшие Михаил Лунин, Иван Пущин, Александр Муравьёв, Александр Бестужев, Сергей Волконский, Иван Анненков, Александр Одоевский, Иван Сухинов, Иван Горбачевский, Евгений Оболенский, Иван Якушкин. Все они сидели здесь же в Читинском остроге, на Нерчинских рудниках, на Петровском заводе" .

(из письма Айрата Дильмухаметова от 22 мая 2022 года).


Собеседник "Idel.Реалии" добавляет, что они неоднократно отправляли Дильмухаметову медицинские посылки, но "всякий раз они приходили обратно".

Больше информации о положении Дильмухаметова в колонии рассказали "Idel.Реалии" его друзья, ведущие с ним постоянную переписку.

— Здоровье у него в принципе нормальное, — говорит башкирский активист Фидаиль. — В прошлом году он перенес операцию, она прошла удачно. После восстановления он занимается спортом. Питание, как он пишет, более-менее сносное. Мы каждый месяц отправляем ему денежные переводы в разрешенных пределах, а также продуктовые посылки — их можно отправлять раз в полгода, весом до 20 кг. В целом с этим там немного получше, чем было в колонии в Кировской области, где он отбывал второй срок.

Активист добавляет, что письма Дильмухаметову приходят "со всей России и не только".

— Мы пишем ему очень много. Обо всех основных событиях, происходящих в Башкортостане, в России и в мире, он знает. Посылаем ему также книги, газеты и журналы в бандеролях. Сам он тоже нам пишет. Дух у него по-прежнему боевой. Никакого уныния у него нет — наоборот, он нас всех поддерживает, — отмечает друг Дильмухаметова.

— Я переписываюсь с Айратом уже в течение четырех лет, с тех пор, как его посадили, — рассказывает калмыцкий активист Аркадий Горяев. — Отправляю ему каждый месяц по пять-шесть, иногда и больше писем. Пересылаю ему интересные материалы, актуальные статьи в СМИ на все темы. Информационный голод для него, мне кажется, — самое тяжелое наказание. Он ведь все читает и постоянно теоретически работает. Не так давно я получил от него коротенькое письмо: он пишет, что благодаря присланным мной материалам написал новую работу "Новое небо и новая земля". Вообще, Айрат Дильмухаметов — это явление в политической жизни России. Его значение пока многие еще не понимают. Он нас всех теоретически вооружил. Он помогает даже нам, находящимся на свободе, укрепиться в своей вере, в своих убеждениях.

"ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА УЖЕ СМЕСТИЛАСЬ"

В беседе с "Idel.Реалии" активисты национальных движений обратили внимание на роковой просчет российских властей, посадивших Айрата Дильмухаметова за призывы к обновлению федерации и теперь столкнувшихся с провозглашением национальными организациями курса на полное отделение от метрополии.

— Айрат ведь один из немногих политиков в этой империи, кто выступал за создание подлинной федерации, за большую самостоятельность всех регионов, — говорит калмыцкий активист Аркадий Горяев. — Сейчас в России — самая уродливая форма правления во главе с генералами и олигархами. И у нас забирают все природные, финансовые и даже человеческие ресурсы, оставляя нам только отходы. А если бы в свое время в России поддержали создание подлинной федерации, то, может быть, сейчас не стоял бы вопрос уже о распаде этой недоимперии. Теперь же народы вышли уже на новый этап и начали требовать реальной независимости, поняв, что в этом концлагере невозможно добиться достойной жизни и стать свободными.

Горяев при этом отмечает, что с момента посадки Дильмухаметова в 2019 году "политический ландшафт в России изменился":

— Политическая повестка уже сместилась. Тот проект подлинной федерации в представлении Айрата Дильмухаметова стал после 24 февраля 2022 года неактуален. Вопрос стоит уже так: полный развал этой российской империи и построение новых, независимых свободных республик.

Основатель зарубежного "Башкирского национального политцентра", политэмигрант Руслан Габбасов также замечает, что "когда Айрата Дильмухаметова сажали в тюрьму, еще не было никаких предпосылок для того, чтобы взять курс на достижение Башкортостаном независимости":

— Мы в эмиграции, создавая наш центр (тогда еще не началась война России с Украиной), тоже говорили о широкой федерации или конфедерации в будущей России и Республике Башкортостан в ее составе. Создавая свои проекты, мы во многом брали за основу идеи и принципы Айрата Дильмухаметова. Разумеется, когда началась война, мы эти взгляды насчет федерации пересмотрели. Мы поняли, что с этой страной [Россией] нам уже не по пути, и взяли курс на достижение Башкортостаном своей независимости.

Габбасов отдельно отмечает заслуги Дильмухаметова в разработке политической теории современного башкирского национализма:

— Он хороший теоретик, хороший идеолог — таких людей у нас не было со времен Заки Валиди, это надо признать. Он очень сильно продвинул башкирский национализм и в России, и за рубежом. В частности, Айрат Дильмухаметов говорил о Четвертой Башкирской республике, видя ее демократической. Он был либералом по политическим убеждениям, и в то же время башкирским националистом. И в этой связи он настаивал на том, что башкиры должны играть ведущую роль в создании башкирской политической нации. Он понимал, что в современном Башкортостане невозможно создать моноэтническое государство, и поэтому в строительстве политической нации могут принять участие представители всех национальностей, проживающих в республике. Мы с этими идеями солидарны. Добавлю, что будущий Башкортостан будет парламентской республикой, что, с одной стороны, соответствует традициям самоуправления башкирского народа на йыйынах, а с другой учитывает тот фактор, что республика будет продолжать оставаться многонациональной.

"Реальные люди 2.0": Айрат Дильмухаметов
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:26:53 0:00

Вместе с тем Руслан Габбасов подчеркивает, что по некоторым вопросам у них с Айратом Дильмухаметовым были и остаются разногласия:

— Так, если он говорил, что башкирский язык не должен быть обязательным для изучения в республике, а русский должен продолжать оставаться государственным языком, то мы так не считаем. Если взять такие государства, как Беларусь, Кыргызстан, где русский язык остается в числе государственных, то мы видим, что в Беларуси около 90% населения до сих пор не владеет белорусским языком. В Кыргызстане же до сих пор в парламенте выступают на русском языке. А вот с тем, что татарский язык не должен быть в числе государственных в Башкортостане, — в этом мы с Дильмухаметовым согласны.

Габбасов также несколько расходится с Дильмухаметовым во мнении, на какую социально-экономическую и общественную модель развития должен ориентироваться будущий Башкортостан (в своей последней публикации "Новая земля и новое небо" Дильмухаметов, отмечая, что "в мире свыше 220 стран и самых богатых и развитых 10% 22", писал, что "все 22 живут по гос-модели западного типа; более того, стать успешной страной невозможно, пока не введешь эту модель" "Idel.Реалии").

— Конечно, как и Айрат, мы видим в западных странах наиболее успешную модель развития, и согласны с ним в том, что у этих стран можно взять много полезного для нашей будущей независимой республики. Но нужно учитывать, что башкиры — это всё же во многом консервативный народ, сохранивший многие свои патриархальные традиции и обычаи, несмотря на то, что многовековое нахождение в составе русского государства, советские процессы индустриализации, урбанизации, насаждения атеизма эти установки размыли. Также надо учитывать, что наша республика — по преимуществу мусульманская; и, кстати, мусульман со временем будет становиться в ней всё больше. Наконец, в общем смысле мы — азиаты, мы тяготеем в неменьшей степени к Востоку, и в том числе к тюркскому миру. Поэтому мы не собираемся с головой окунаться в западные модели и перенимать всё у них. Какие-то западные установки нам чужды, и наше общество их не примет — по крайней мере, не готово их принять. Мы будем искать путь какого-то симбиоза в строительстве нашей республики, как это сделала, например, Турция, — говорит Руслан Габбасов.

"ЭТОТ РЕЖИМ РУХНЕТ СТРЕМИТЕЛЬНО"

Друзья и единомышленники Дильмухаметова, отмечая его осознанное решение остаться в стране и пройти свой политический путь вкупе со всеми связанными с этим выбором репрессиями, не питают надежд на его скорое освобождение в нынешней России.

— Он освободится сразу, как только рухнет режим — как и всегда это было, — убежден адвокат Всеволод Лебединцев. — Уверен, что он этого дождется. Уезжать из страны он перед арестом в 2019 году отказался, так нам и заявил: "Нет! Я не буду повторять ошибку Заки Валиди. Я не могу покинуть свою родину и свой народ".

— Для Айрата вариант эмиграции был исключен, — соглашается Аркадий Горяев. — Я тоже так считаю: свой Эдем надо строить у себя на родине.

Горяев уверен, что Дильмухаметов окажется на свободе "уже в 2024 году".

— Этот режим рухнет стремительно. Он давно сгнил. А у нас всех годами накапливался протест против него. Уже осенью процесс примет лавинообразный характер. Айрат Дильмухаметов выйдет на свободу и уже полностью себя реализует, я в этом уверен, — рассуждает Горяев.

— У нас есть большие сомнения в том, что Айрат выйдет на свободу при сохранении в России режима Путина или его преемников, — заочно оппонирует Горяеву Руслан Габбасов. — Но, когда он освободится и будет, иншалла, в добром здравии, у него как у одного из признанных лидеров башкирского народа есть все шансы победить на выборах и возглавить Башкортостан.

Пока же друзья и соратники политзаключенного стараются поддерживать его морально и материально, а также следят за последними рассмотрениями обращений Дильмухаметова в российские и европейские судебные инстанции.

— Конечно, он отправил все необходимые надзорные жалобы в последние — еще не пройденные — российские судебные инстанции, в том числе в президиум Верховного суда России и лично председателю ВС РФ [Вячеславу] Лебедеву. Но пока ответа нет. Айрат предполагает, что этот ответ все равно будет отрицательным, поскольку к этому ведет вся логика нынешних событий, — говорит друг политзаключенного, башкирский активист Фидаиль.

Жалобами Айрата Дильмухаметова в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с 2019 года занимался российский правозащитный центр "Мемориал". В июне 2022 года ЕСПЧ признал, что Российская Федерация нарушила право Дильмухаметова на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ), долгое время удерживая его под стражей во время предварительного следствия. Дильмухаметову присудили компенсацию в размере 3 100 евро.

Еще одну жалобу — по итогам приговора — а также в целом на уголовное преследование юристы "Мемориала" отправили в декабре 2021 года. Правозащитники считают, что в деле Дильмухаметова "нарушены статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и 10 (свобода выражения мнения) Конвенции". "Эта жалоба коммуницирована ЕСПЧ, мы ждем ее рассмотрения", — сообщил адвокат Всеволод Лебединцев.


По мнению башкирского активиста Фидаиля, большинство российских СМИ и правозащитных сообществ по-прежнему мало обращает внимания на судьбу Дильмухаметова.

— 12 июня прошел "Марафон солидарности", собравший значительную сумму денег в поддержку политзаключенных. У нас есть опасения, что Айрата опять обойдут стороной, поскольку заботятся в основном о тех, кто на слуху, во многом об известных политузниках-москвичах и других. Разумеется, это тоже нужно делать, но ведь Айрат — тоже политзаключенный, самый настоящий, причем неоднократный, — заключает активист.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG