Ссылки для упрощенного доступа

Тольятти: жить нельзя продать 


Фото предоставлено Сергеем Ионовым
Фото предоставлено Сергеем Ионовым

Объявлениями о продаже жилья обклеен весь Тольятти. Объявления, сообщающие о продаже квартир и комнат, можно увидеть на остановках общественного транспорта, у входа в магазины, на уличных столбах и в лифтах многоэтажек. Стилистика объявлений вполне достойна кандидатской диссертации по филологии. Здесь "квартиры" и "квартирки", "уютные однушечки" и суровые "апартаменты в Новике", и аскетичная "студия со всем необходимым молодоженам".

С начала этого года в Тольятти рекордно увеличилось число предложений на рынке вторичного жилья. По статистике областного фонда жилья и ипотеки, из 10 тысяч объявлений о продаже жилья в Самарской области 6 тысяч – из Тольятти. Причина: хроническая безработица в городе, особенно для молодежи и людей среднего возраста, – не скрывают тольятинцы. Люди вынуждены задешево продавать жилье в Тольятти, переезжая в поисках лучшей жизни в другие города. "Idel.Реалии" расскажут две такие истории.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: РАБОТЫ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ

Марине и Алексею по 45 лет. В семье двое детей – взрослая дочь, Алиса, замужем, живет отдельно, и сын Никита – школьник. Марина пять лет назад ушла с АвтоВАЗа. Врачи запретили ей трудиться на окраске автомобилей. Женщина выучилась на парикмахера и устроилась в одну из цирюлен недалеко от дома. Алексей двадцать два года отработал на ВАЗе. Всё шло отлично. Трудились супруги посменно: то один дома, то другой. Очень удобно, когда сынишка –школьник. Но прошлой осенью Алексею намекнули, что ему лучше по собственному желанию уволиться с завода, пока есть возможность получить пять окладов в качестве компенсации. "Иначе, предупредили доброжелатели, придется увольнять по сокращению. Получена разнарядка на сокращение. Молодежь работает бойчее, её не сократишь. А ты уже не справляешься", – сказали Алексею. Мужчина подумал, и, как человек неконфликтный, уволился.

Полученные "компенсационные" деньги закончились в январе. Пришлось думать: на что кормить семью? Одной зарплаты Марины – двенадцати тысяч, не хватало. Алексей переехал в Самару и стал таксовать на своей старенькой "двенашке".

Многие в поисках работы из качественного жилья в Тольятти уезжают в поиске работы и живут в худших условиях
Многие в поисках работы из качественного жилья в Тольятти уезжают в поиске работы и живут в худших условиях

В плане заработка все шло отлично: Алексей в Самаре получал даже больше, чем на автозаводе. Но у него не было своего жилья в новом городе и ежемесячно приходилось отдавать 7 тысяч рублей за аренду комнаты. Взвесив все "за" и "против", на семейном совете решили продать квартиру в Тольятти и перебраться в Самару. Двухкомнатную, с хорошим ремонтом (пластиковые окна, ламинат, кондиционер), в кирпичной девятиэтажке в центре города, на улице Победы. Жилье оценили в 1 миллион 900 тысяч рублей и выставили на продажу в конце января. Однако до середины февраля покупатели не проявляли к квартире интереса.

– Рынок простаивает. Слишком много предложений, – пояснили риэлторы и предложили снизить цену на 150 тысяч рублей. Через пару недель квартиру купили.

Сколько людей из Тольятти летом хлынет в Самару, если на ВАЗе продолжатся сокращения? А они продолжатся – в этом нет сомнений

За оставшийся после оплаты услуг риэлтора 1 миллион 700 тысяч рублей супруги приобрели однокомнатную квартиру в полувековой "хрущевке" в Промышленном районе Самары. Это рабочий район города. Квартира на "троечку" – нужен ремонт. Сейчас Алексей работает в такси, Марина устроилась в парикмахерскую. Сынишка ходит в одну из местных школ.

– Мы вовремя уехали. Не жалеем, что променяли "двушку" в доме улучшенной планировки в Тольятти на "однушку" в хрущевке в Самаре. Да, жилье требует ремонта. Да, при переезде мы лишились одной комнаты, но это всё мелочи. Главное – у нас в Самаре есть работа, мы чувствуем себя востребованными. В Тольятти с этим беда, начальство внушает словами премьера: "Работы нет, но вы держитесь". Представляете, сколько людей из Тольятти летом хлынет в Самару, если на ВАЗе продолжатся сокращения? А они продолжатся – в этом нет сомнений, – рассказывает Алексей.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ

Не скажешь, что Кате 23: тоненькая, темноволосая, симпатичная девчонка, внешне – старшеклассница. Говорит быстро: торопится, пока спит ее малышка –дочь Наташка, ей полтора года. Катя родилась в Тольятти. Жила с отцом – мать, когда девочка ещё училась в школе, угорела в бане. Три года назад отец Кати сошелся с овдовевшей подругой юности и уехал в Уфу, там его родина. Бывший сборщик ВАЗа оставил дочке однокомнатную квартиру в девятиэтажке на бульваре Буденного в Автозаводском районе. После отъезда отца Катя познакомилась с Пашей. Любовь–морковь, как она шутит. А парень, узнав, что Катя ждёт от него ребёнка, грубо оборвал знакомство. Сказав, что пеленки-распашонки ему не нужны, и он ещё не готов к семейной жизни. Закончив училище, хрупкая Катя водила троллейбус, летом торговала мороженым, ещё работала маляром. После рождения дочки трудилась уборщицей и почтальоном.

Риэлторы говорят, что скинуть с цены 150 тысяч рублей для быстрой продажи жилья и 50 тысяч отдать им за работу – сейчас для Тольятти обычный ценник

– На постоянную работу с маленьким ребёнком не брали. Говорили, что я вообще должна сидеть в декретном отпуске. А жить и есть на что? Отец сначала помогал деньгами, но у него новая семья, много средств он выделить не мог. Поэтому в феврале он предложил продать квартиру в Тольятти и переехать к нему в Уфу. Квартиру риэлторы оценили в 1 миллион 400 тысяч, продали – за 1 миллион 250 тысяч рублей. Вообще, риэлторы говорят, что скинуть с цены 150 тысяч рублей для быстрой продажи жилья и 50 тысяч отдать им за работу – сейчас для Тольятти обычный ценник. В моей ситуации, когда постоянной работы не было, накапливался долг за коммуналку оставаться в Тольятти было невозможно. Пришлось решать задачу: "жить нельзя продать". Иначе могли вообще отключить за долги свет и воду. А в Уфе у отца родственники, помогут мне с работой, – рассказала Катя.

Приехав в марте в Уфу, за 1 миллион 200 тысяч, Катя смогла бы купить только комнату. Поэтому девушка отдала деньги отцу. Теперь им предстоит продать "двушку" в Уфе и купить "трешку", в которой будет жить Катя с дочкой и ее отец с женой.

Дееспособные люди покидают Автоград при первой же возможности – здесь уже нет никаких перспектив. Не случайно распоряжением правительства (№1398-р от 29 июля 2014 года, с дополнением от 28 октября 2015 года) Тольятти включен в список моногородов самой тяжелой, 1-й категории – "с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций)".

В лучшие времена на крупнейшем автозаводе страны трудились 120 тысяч человек – каждый пятый тольяттинец, да и в 2006 году там было свыше 111 тысяч работников. Но в 2009 году на улицу разом выставили 27 840 человек, хотя руководство автогиганта обещало, что массовых увольнений не будет. В 2010 году "оптимизировали" ВАЗ, судя по официальным данным, еще на 23 500 человек, а в 2011 году без работы остались еще 14 367 заводчан. С той поры "АвтоВАЗ" сведений о количестве уволенных в своих ежегодных отчетах не публикует, но поскольку на конец июня 2016 года на заводе числились 43 224 человека, масштаб кадрового погрома несложно представить. Массовые увольнения на ВАЗе обрушили рынок труда, лишив город основной массы своих кормильцев.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG