Российские власти признали аналитический центр Riddle "нежелательной" организацией. Организация пишет на своем сайте, что занимается всесторонним, глубоким и непредвзятым анализом происходящих и происходивших в России процессов. Главные задачи Riddle, по версии его основателей, предоставление читателям качественной аналитики, создание экспертного сообщества и продвижение нового поколения экспертов, занимающихся изучением России. Все материалы Riddle, написанные экспертами эксклюзивно для проекта, находятся в свободном доступе и выходят одновременно на двух языках — русском и английском. "Idel.Реалии" поговорили с главным редактором проекта Ольгой Ирисовой о причинах такого решения российских властей.
— Власти считают, что ваша организация угрожала основам конституционного строя и безопасности. Как вы думаете, в чем реальная причина такого решения?
Мы сможем только в том случае, если решим попытаться обжаловать решение Генпрокуратуры России в суде
— Это решение остается для нас загадкой. Когда нас заблокировали в России весной, то мы тоже не получили никакого развернутого объяснения. Насколько я понимаю, узнать, почему нас решили включить в список нежелательных, мы сможем только в том случае, если решим попытаться обжаловать решение Генпрокуратуры России в суде. Но даже это не гарантия, так как на дело могут повесить гриф "секретно". Так что остается только догадываться. Думаю, что причина, конечно, в наших текстах с анализом положения российских войск в Украине и состояния российских ВС. При этом мы придерживаемся высоких стандартов исследовательской работы и не допускаем в своих текстах оценочных, не основанных на фактах суждений. Считать, что исследовательская и аналитическая деятельность угрожает "конституционному строю" или "безопасности" — это, конечно, новый уровень паранойи.
— В конце апреля на вашем сайте вышла статья о том, что Россия использует непропорционально много представителей этнических меньшинств на войне с Украиной. Материал вызвал много откликов в сети. Как вы думаете, эта тема входит в число тех, которые особенно чувствительны для Кремля?
— Через несколько дней после публикации этой статьи нас заблокировали в России. Возможно, триггером тогда послужила именно эта статья. Но я бы не стала выделять этнический фактор как особый интерес Кремля. Скорее, речь идет о том, что все материалы, критично анализирующие военные действия России в Украине, находятся под пристальным вниманием — это могут быть и статьи о плачевном состоянии обеспечения ВС, и расследования о коррупции в армии, и анализ этнического состава потерь и др.
— Как сильно новый статус отразится на вашей работе? Означает ли это, что вы лишитесь возможности раскрывать имена спикеров в текстах?
— Сейчас мы пытаемся оценить все риски и принять взвешенное решение о том, что делать дальше. Но этот процесс займет какое-то время.
— Планируете ли вы перестать проводить ваши мероприятия?
— Безусловно, нам придется как-то пересмотреть свою работу таким образом, чтобы обезопасить свою аудиторию и экспертов. Но, повторюсь, пока мы не приняли никаких окончательных решений.
— Когда, на ваш взгляд, россияне массово начнут игнорировать запреты государства в части получения информации? Или этого не стоит ожидать?
— Я бы не стала ожидать массовости этого процесса. Люди в России в основном устали от новостной повестки. Им хочется продолжать "нормальное", мирное существование, а медиа — причем и независимые, и государственные — объясняют им, что "нормальность" осталась в прошлом, идет война (правда, госмедиа России чаще называют ее "специальной военной операцией"), последствия которой будут ощущаться долгие годы. На этом фоне происходит негативная адаптация. Однако по мере того, как война становится все более осязаемой — и тут важную роль сыграла мобилизация — часть общества начинает поиск независимой информации. Растет использование VPN, увеличивается аудитория Telegram-каналов и т.д. Но это не массовый процесс.
— Будете ли вы активнее работать с эмигрантскими структурами, которые открыто выступают против Кремля? Например, с башкирскими, татарскими, эрзянскими организациями?
— Если мы найдем какие-то точки общих интересов с подобными структурами, то подобное взаимодействие возможно. Я родилась в Удмуртии, поэтому к этническим организациям у меня не только исследовательский, но и личный интерес.
***
С начала войны власти массово блокирует страницы оппозиционных активистов и политиков, а также паблики независимых изданий и сообществ во "ВКонтакте". Аналогичные блокировки проводили и "Одноклассники". В некоторых случаях блокировкам также подверглись Telegram-каналы и подкасты на платформах "Яндекс.Музыка" и SoundStream.
В России после вторжения в Украину было заблокировано большинство независимых СМИ, крупнейшие зарубежные соцсети и другие сайты. Среди таковых есть и сайт "Idel.Реалии".
Преследованию подвергаются не только СМИ и аналитические центры. За последние годы Россию постоянно критикуют за давление на активистов, выступающих в защиту федерализма в РФ, и проводимую Москвой ассимиляционную политику в отношении представителей ее коренных народов и национальных меньшинств. Одновременно эксперты и активисты указывают на демонтаж федеративных основ государства.
Центральное правительство усиливает преследование (теперь уже и уголовное) активистов, которые выступают в защиту федерализма, прав регионов и коренных народов, населяющих Российскую Федерацию, криминализируя даже политические (т.е. в рамках конституциональных прав) выступления. Так, в Башкортостане был арестован и осужден активист Айрат Дильмухаметов, которого обвинили по ст.280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) — в вину политику по этой статье были вменены видеообращение к оппозиционному Форуму свободной России в интернете с призывами "к созданию новой федерации" и его высказывания в передаче "Персонально ваш", прошедшей в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе" в мае 2018 года. Другой башкирский общественник Руслан Габбасов в декабре 2021 года покинул Россию. Сейчас он находится в Литве, где получил политубежище.
Ранее Верховный суд Башкортостана признал национальную башкирскую организацию "Башкорт" экстремистской и запретил ее деятельность.
"Idel.Реалии" сообщали, что писательницу и общественного деятеля из Татарстана Фаузию Байрамову периодически вызывают в прокуратуру в связи с ее высказываниями в защиту суверенитета Татарстана.
Коми-активиста Николая Удоратина вызывали в прокуратуру, поводом стала просьба председателя "Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации" (АФУН РФ) Петра Тултаева о проверке деятельности коми национального движения в адрес надзорного органа.
12 января 2022 года Мосгорсуд ликвидировал общественную организацию "Штаб татар Москвы". Иск подал Минюст России. В конце октября 2021 года Министерство юстиции России приостановило деятельность ВТОЦ "в связи с осуществлением им экстремистской деятельности". В июне 2022 года Верховный суд РТ удовлетворил иск прокуратуры Татарстана и ликвидировал организацию. Председателем Всетатарского общественного центра в настоящее время является Фарит Закиев. Как сообщила газета Коммерсант, 14 ноября структуру включили в федеральный перечень экстремистских организаций Министерства юстиции Росси, ее деятельность запрещена на территории России. ФСБ по РТ напомнила, что 14 сентября вступило в силу решение Верховного суда Татарстана о ликвидации ВТОЦ.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.