Ссылки для упрощенного доступа

"Это дело — звено в цепи государственного давления на Навального". Лилия Чанышева просит суд её оправдать


Алексей Навальный и Лилия Чанышева. Фото: Евгений Фельдман для проекта "Это Навальный"
Алексей Навальный и Лилия Чанышева. Фото: Евгений Фельдман для проекта "Это Навальный"

В Кировском районном суде Уфы завершается судебный процесс по делу экс-координаторки бывшего уфимского Штаба Навального Лилии Чанышевой и активиста Рустема Мулюкова. В среду, 24 мая, выступили обвиняемые и их защитники, отвергнув все обвинения и просив суд их оправдать. Прения сторон должны завершиться 29 мая, после чего активистам предоставят последнее слово. Приговор по их делу может быть вынесен в середине июня.

Прения сторон стартовали еще 26 апреля. В своем выступлении гособвинитель Олег Лавров потребовал приговорить Лилию Чанышеву к 12 годам лишения свободы в колонии общего режима, а также к штрафу в размере 700 тысяч рублей и к ограничению определенных видов деятельности на срок в десять лет после отбытия наказания. Второго обвиняемого на процессе — Рустема Мулюкова — гособвинитель потребовал приговорить к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.

Первым в прениях на заседании 24 мая выступил Рустем Мулюков.

— Моя речь была короткой, — рассказал "Idel.Реалии" активист. — Я сказал, что данное уголовное дело на самом деле является доказательством совершенного преступления в отношении меня должностными лицами, силовиками — и в материалах дела доказательства этого имеются. Заявил, что само дело сфабриковано, а так называемые доказательства моей вины — сфальсифицированы. Еще раз повторил, что никогда не состоял в Штабе Навального, что с Чанышевой никогда не согласовывал свои выступления на митингах, что она никакого отношения к моим высказываниям не имеет. Собственно, нет смысла что-то здесь доказывать, распинаться в суде, потому что это не правосудие, а кривосудие, в которое я не верю. Этот процесс — позор судебной системы Российской Федерации. Я — невиновен.

Активист добавил, что его адвокат Альфина Туразянова просила суд его оправдать, заявив, по словам Мулюкова, что "обвинение необоснованно", поскольку в его действиях "не было состава преступления".

После Мулюкова в прениях выступили Лилия Чанышева и ее защитники. По сообщению адвокатов, выступление активистки продлилось более двух часов. "Idel.Реалии" приводят основные тезисы ее речи.

В начале своего выступления Чанышева подвергла критике утверждение следствия о том, что целью "экстремистского сообщества", якобы созданного Алексеем Навальным, являлось "насильственное изменение конституционного строя РФ". Активистка напомнила, что для изменения основополагающих глав Конституции требуется созвать Конституционное собрание, которое затем вынесет вопрос об изменениях на референдум; любые же насильственные действия по изменению Конституции, по словам Чанышевой, нелегитимны.

— Навальный никого не принуждал собирать Конституционное собрание и никого под дулом пистолета не гнал на всероссийский референдум, — иронизировала Чанышева.

Споря с другим утверждением следствия — что целью "экстремистского сообщества" являлась "смена власти под давлением протестующих" — активистка отметила, что свобода собраний, в том числе и протестной направленности, гарантирована статьей 31 Конституции России.

— Оказывать на власть общественное и политическое давление не запрещено и экстремизмом не является, — сказала Чанышева.

После этого активистка перешла к еще одному тезису обвинения — что одной из целей "экстремистского сообщества" якобы являлось стремление "подорвать авторитет действующей власти".

— Во-первых, что это за понятие — "авторитет власти" — и каким законом оно определяется? И какой тут авторитет имеется в виду? Криминальный? Международный? Личный? Государственный? Какой авторитет, например, у Путина, который уже несколько раз менял Конституцию? — задалась вопросом активистка.

Чанышева задала еще один риторический вопрос: "А есть что "подрывать"?

Выводы следствия о "конструировании" Навальным и его соратниками "экстремистского сообщества", его "детальных планах" и "образа действий" Чанышева подвергла уничтожающей иронии.

— Я вот сейчас соберу все преступления осужденных следователей и прокуроров, которые уже отбыли или еще отбывают наказание, и [пользуясь формулировками следствия] скажу: "Для достижения целей и выполнения задач преступного сообщества неустановленными лицами под видом уставной деятельности предусматривалось учреждение организации, от лица которых сотрудниками следствия или прокуратуры осуществлялась преступная деятельность. В регионах был план создать отделения СК, прокуратуры… Сотрудники преступного сообщества назначались на руководящие и иные должности… Для придания видимости законной деятельности СК и прокуратура нанимали работников, наделяли их полномочиями. Изготавливали ролики о коррупции чиновников и размещали их на сайтах своего преступного сообщества…"

Активистка также отвергла утверждение следствия, что Алексей Навальный "проводил в 2017-2018 годах фиктивную избирательную кампанию [по выдвижению в президенты РФ]" якобы "для вовлечения в преступную деятельность как можно большего числа людей".

— Это была не фиктивная, а самая настоящая избирательная кампания, которая началась заблаговременно, поскольку для регистрации кандидатом Навальному нужно было собрать 300 тысяч подписей по всей России, а именно по 7 500 подписей в 40 субъектах РФ. Именно для этого в регионах создавались Штабы Навального, — пояснила Чанышева.

Активистка при этом подчеркнула, что "проведение еще до выборов общественной кампании в поддержку выдвижения кандидата также никакими законами не запрещено".

Чанышева еще раз заявила, что "ни один из свидетелей не подтвердил факты планирования, подготовки и совершения Штабом Навального "экстремистских преступлений".

— В Уфе за четыре года деятельности Штаба нет ни одного уголовного дела, как-то связанного с применением насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов. Также не заведено ни одного дела по фактам якобы "воспрепятствования участниками несогласованных шествий и митингов деятельности органов госвласти и местного самоуправления, избирательных комиссий, общественного транспорта" и так далее. Следствие также не предоставило никаких доказательств размещения мной или сотрудниками Штаба "экстремистских материалов", либо каких-то "недостоверных сведений", — подытожила активистка.

Она также в очередной раз обратила внимание суда, что в конце апреля 2021 года уфимский Штаб Навального, как и другие региональные отделения, был распущен.

Отдельно активистка коснулась обвинения её в том, что она, "несмотря на действующие ограничения, совершила пропаганду деятельности "ФБК" — распространила в соцсетях анонсы и призывы выйти на протестные шествия в поддержку Алексея Навального и других российских политзаключенных 23 и 31 января, а также 21 апреля 2021 года". Под "действующими ограничениями", напомним, следствие имело в виду запреты на проведение массовых мероприятий, установленные в связи с пандемией коронавируса.

— Среди участников митингов и шествий следствием не был выявлен ни один факт заболевания коронавирусом, и в материалах дела не содержится фактов, говорящих о всплеске заболеваемости в Уфе после проведенных публичных мероприятий, — заявила Чанышева.

В заключительной части своего выступления она еще раз подчеркнула, что предъявленное ей обвинение является "преследованием по политическим мотивам":

— Это уголовное дело — звено в цепи государственного давления на Алексея Навального и его сторонников с целью прекратить нашу политическую деятельность, а также запугать тех, кто разделяет наши взгляды.

Активистка напомнила, что как Навальный и его структуры, так и она имеет "длительную историю преследования со стороны властей, которое со временем становилось всё более и более серьезным". В этой связи она напомнила, что Европейский суд по правам человека 15 ноября 2018 года в деле "Навальный против Российской Федерации" признал, что с 2012 года изменения в законодательстве РФ "свидетельствовали о желании властей поставить оппозиционную политическую деятельность под полный контроль".

Чанышева также отметила, что запрашиваемый обвинением срок "несоразмерен и не является необходимым", поскольку с апреля 2021 года она "добровольно прекратила деятельность в Штабе Навального и впоследствии ее не продолжала, никаких правонарушений не совершала, вела мирную семейную жизнь и даже отказалась от выдвижения на выборах в горсовет Уфы".

Лилия Чанышева просила суд оправдать ее и освободить из-под стражи.

После активистки в прениях начали выступать ее адвокаты. Один из защитников Сергей Макаренко рассказал, что его коллега — челябинский адвокат Андрей Лепёхин — "разложил позицию защиты по всем эпизодам, по всем инкриминируемым Чанышевой статьям".

— В обоснование своей позиции он привел очень много примеров из судебной практики рассмотрения дел по так называемым "преступлениям экстремистской направленности": из практики и российских судов, и Европейского суда по правам человека, и потребовал оправдать Лилию Чанышеву по всем предъявленным обвинениям, а дело, соответственно, прекратить, — рассказал Макаренко.

После выступления Лепёхина судебное заседание было прервано.

Окончание прений назначено на 29 мая. По всей видимости, в этот же день суд предоставит Лилии Чанышевой и Рустему Мулюкову последнее слово.

Как сообщил адвокат Макаренко, судья Азамат Бикчурин в конце судебного заседания объявил, что вынесение приговора "ожидается к середине июня".

  • Лилия Чанышева была арестована Кировским райсудом Уфы 10 ноября 2021 года и затем этапирована в московское СИЗО №6, где она во время предварительного следствия провела 453 дня.
  • В декабре 2021 года Правозащитный центр "Мемориал" признал Чанышеву политзаключенной. В январе 2022 года Европейский Союз призвал немедленно освободить активистку.
  • Дело по обвинению Лилии Чанышевой в "создании и руководстве экстремистским сообществом" расследовалось главным следственным управлением Следственного комитета России (ГСУ СКР) под руководством следователя по особо важным делам Романа Видюкова. В качестве главных фигурантов в деле, наряду с Чанышевой, фигурировали Алексей Навальный, Леонид Волков, Иван Жданов, Любовь Соболь и другие соратники оппозиционера. Позднее дела Чанышевой и Мулюкова выделили и объединили в отдельное производство.
  • Согласно окончательной версии обвинения, Чанышеву обвиняют по ч. 3 ст. 282.1 УК РФ ("Организация экстремистского сообщества с использованием служебного положения"), ч. 1 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и ч. 3 ст. 239 УК РФ ("Пропаганда деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан"). "Idel.Реалии" подробно анализировали обвинительное заключение по делу активистки.
  • Судебный процесс стартовал в Кировском райсуде Уфы 1 марта. Судья Азамат Бикчурин по ходатайству гособвинения объявил процесс закрытым, продлил срок содержания активистки под стражей до 14 августа 2023 года и отказался предоставить ей дополнительное время для ознакомления с материалами дела. Вместе с тем судья разрешил Чанышевой свидания и телефонные разговоры с родственниками. Рустема Мулюкова по ходатайству следствия суд перевел под домашний арест.
  • Соратники арестованной активистки создали сайт "Дело Лилии Чанышевой", на котором подробно рассказывается о ее биографии, политической деятельности и преследовании властями.
  • Своей вины Лилия Чанышева и Рустем Мулюков не признали.
  • Лилии Чанышевой по инкриминированным ей статьям УК грозит до 18 лет лишения свободы, Рустему Мулюкову — до шести лет лишения свободы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG