Ссылки для упрощенного доступа

Очень странные дела СКР в Татарстане


В следственном управлении СКР по Татарстану продолжаются кадровые перестановки. Уход в ближайшее время прочат заместителю руководителя управления Ильясу Масаллимову. Учитывая должность Масаллимова, это самая заметная перестановка — но не единственная. О других кадровых решениях (менее заметных, но не менее знаковых) в СКР "Idel.Реалии" узнали из неожиданных источников — от потерпевшего Алексея Соловьёва, чьё дело претендует на звание одного из самых позорных дел следственного управления СКР по РТ.

СЛЕДКОМ ТАТАРСТАНА: РОКИРОВКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

О возможном переезде Ильяса Масаллимова в Башкортостан сообщило со ссылкой на неназванные источники издание "Бизнес онлайн". Там он, как говорят, займёт аналогичную должность в местном СКР. Причем пост, оставляемый Масаллимовым, прочат уфимскому кадру — полковнику юстиции Руслану Султанову. Если рокировка состоится, среди замов шефа татарстанского следкома Валерия Липского ни останется ни одного местного силовика.

Сам Липский — выходец из Тамбова, но при этом он успел за свою карьеру поработать и в военной прокуратуре Северного флота, и в Подмосковье. А с 2016 по 2019 гг. он являлся замруководителя следственного управления СКР по Республике Башкортостан. Судя по всему, именно кадрами оттуда 44-летний генерал-майор юстиции и предпочитает укомплектовывать вакантные места своих замов. Ранее в Казань из Уфы перебрался ещё один коллега Липского по предыдущему месту работы — Марсель Дулкарнаев.

Ещё зам (первый в служебной иерархии), Павел Олейник, также не привязан к Татарстану. Он успел поработать в Саратовской и Нижегородской областях, Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге. И Олейник, и Дулкарнаев стали замами Липского в 2020-м, сам он возглавил татарстанский следком в начале того же года.

Определенная независимость в действиях татарстанского СКР стала ощущаться уже довольно скоро. Весной 2021 года были проведены обыски в ПСО "Казань", а следком возбудил дело по факту уклонения от налогов в особо крупном размере — строительная компания и её шеф Равиль Зиганшин считались до тех пор неприкасаемыми. Сам Алексей Соловьёв, нападение на которого расследуется почти десять лет, считает, что до суда его дело наконец добралось тоже отчасти благодаря назначению Липского и повышенному интересу к Татарстану со стороны Москвы.

Вместе с тем, по мнению Соловьёва, назначение новых замов решает проблему лишь отчасти: в отделах местного следкома остаётся достаточно старых кадров, которые вполне могут в ответ на требования Липского и Бастрыкина выдавать отчеты с искажённой информацией.

В конце августа Соловьёв побывал на личном приёме у Масаллимова вместе с Евгением Ефремовым, депутатом Зеленодольского горсовета, уголовное дело против которого СКР может возбудить в ближайшее время.

У обоих накопились серьёзные претензии к работе первого отдела следственного управления. Вместе с Масаллимовым приём вёл представитель подразделения СКР — но не непосредственный начальник первого отдела Рамиль Билалов, а его зам. Сам Билалов, по его словам, находился в отпуске. Соловьёв не уверен, что этот отпуск — плановый, по его мнению, отдых Билалова от работы может быть вызван именно проверками, которые проводятся в отношении его подразделения.

— Я говорил с Ефремовым по поводу этой вашей встречи с Масаллимовым. Насколько мне известно, записывался изначально лишь он один — но в итоге вы решили иди вместе с ним. Почему? Разве ваше дело как-то связано с ефремовским?

— Дело курируется первым отделом по особо важным делам СУ СКР по Татарстану, которое возглавляет полковник Билалов. Вообще-то этот отдел должен заниматься особо тяжкими и особо сложными преступлениями. Я об этом знаю не понаслышке. Дело о покушении на мою жизнь "расследовали" как раз сотрудники этого отдела. Точнее, дело не расследовалось, пока я не обратился в центральный аппарат СКР. Москва признала незаконным бездействие следкома Татарстана, после чего нападавший был установлен и мной опознан.

Но тут начались чудеса: доказательства стали исчезать. Один сотрудник потерял лом — вещдок, а другой вырвал из уголовного дела распечатку телефонных переговоров киллера. Кроме того следственные действия были проведены умышленно халатно — и как итог судья отказался признавать опознание и очные ставки из-за процессуальных ляпов следствия. На этом основании был вынесен оправдательный приговор, который сейчас отменён по моей жалобе...

Ключевые подробности уголовного дела-"долгожителя" можно вспомнить по ссылке:

Ну и покушение на меня это ведь только один из эпизодов. Год спустя по аналогичной схеме трое неизвестных попытались забить ломами до смерти следователя-криминалиста СКР Александра Туганова. Собственно, то резонансное событие и помогло сдвинуть моё дело с мёртвой точки: в Зеленодольске начала серьёзно копать бригада следователей из центрального аппарата СКР — и правоохранительные органы пришли к выводу, что у обоих покушений одни и те же организаторы и исполнители. Вот только омоновцев с автоматами полковник Билалов направил не на задержание киллеров, а на обыск к не представляющему никакой опасности депутату, вся вина которого в том, что он якобы продал штык-нож времён Первой мировой не тому человеку.

Вот поэтому я ещё в августе записал вместе с Евгением видео, где просил руководство СКР провести комплексную проверку Первого отдела. Если мои доводы найдут подтверждение, считаю, что весь отдел должен быть переаттестован, а его руководитель, полковник Билалов, предан суду офицерской чести.

— И какие впечатления у вас остались от приёма?

— По крайней мере, выслушали нас с Евгением довольно внимательно, не перебивали и даже не возразили ни разу, хотя обвинения с нашей стороны звучали довольно серьёзные. Сам Билалов оказался "в отпуске", по моему мнению, как раз из-за проверки его подразделения — думаю, это стандартная процедура, если чья-то работа подвергается столь серьёзной оценке, то сам он на это время отстраняется от дел.

— А что в итоге с уголовным делом о покушении на вас? Оно всё ещё где-то в суде или его вернули в СКР на доработку?

— Хотя Верховный суд Татарстана отменил оправдательный приговор Мельнику ещё в январе, дело к настоящему времени судом первой инстанции так и не рассмотрено. За полгода его нахождения в Зеленодольском суде судья В.В.Гаврилов провёл всего лишь два десятиминутных заседания — и отправил дело обратно в прокуратуру. Но прокуратура обжаловала это решение. Окончательный вердикт должен был вынести Верховный суд, но последний снял дело с рассмотрения и вернул обратно из-за ошибок зеленодольских судей.

Поэтому, получается, дела сейчас ни у кого нет. Но, вероятно, вышестоящая инстанция в итоге поддержит решение своего зеленодольского коллеги — и дело вернётся в первый отдел следкома Татарстана, который и занимался им изначально.

— Вы ведь этого и добивались?

Алексей Соловьёв
Алексей Соловьёв

— В моем понимании так у следствия должна появиться возможность восстановить утраченные материалы уголовного дела. На суде выяснилось что из материалов исчезли данные о телефонных звонках подсудимого его сообщникам, а также информация о жителях коттеджного посёлка, где проживал экс-сенатор Сергей Батин, которого я и эксперты управления считаем заказчиком нападения.

Однако на приёме в СКР зам Билалова обескуражил меня, заявив, что в случае возврата к ним дела, они не будут ничего расследовать и повторно направлять дело в суд, а просто снимут с Мельника обвинение. Я, конечно, офигел.

Но, по крайней мере, теперь есть объяснение, почему в Верховном суде РТ подсудимый и его адвокаты поддержали решение о возврате дела в СКР — хотя когда я требовал вернуть дело следствию в суде первой инстанции, они были категорически против. Получается, первый раз они были против, потому что ожидали, что судья Олег Семёнов вынесет оправдательный приговор, а сейчас они по каким-то неизвестным мне причинам ожидают, что руководство первого отдела замнет дело.

— Мне было любопытно узнать, что зеленодольский судья Олег Семёнов, вынесший оправдательный приговор Мельнику, ушёл, можно сказать, на повышение, если рассматривать в качестве такового переезд из Зеленодольска в татарстанскую столицу(Семёнов стал судьёй Ново-Савиновского райсуда Казани, причём, судя по информации на сайте учреждения, должность заместителя председателя суда по уголовным делам на сегодня вакантна, фамилия Семёнова при этом идёт первой в списке судей, который выстраивался явно не по алфавиту "Idel.Реалии")

— Что интересно, вынесение им оправдательного приговора и переезд удивительно совпали по времени. Вообще хотелось бы понять критерии, по которым поощряют судей в Татарстане. Я погуглил и обнаружил, что заместитель председателя Верховного суда Татарстана Максим Беляев приводил работу судьи Семёнова на коллегии 2019 года в качестве антипримера, объясняя, как нельзя выносить приговоры. И надо же, судью с такими показателями работы сразу после вынесения очередного приговора, который отменила вышестоящая инстанция, назначают на новый ответственный пост!

— Зато, как вы успели упомянуть до начала нашей беседы, следователя, который расследовал ваше дело, уволили. Получается, кто-то из виновников развала вашего дела всё-таки понёс наказание?

— Следователь уволен, факт. Но вовсе не тот, что разваливал дело, а, напротив, тот, кто серьёзно его продвинул.

— ?

— С 2014 по 2019 гг. над этим делом работали в общей сложности девять следователей СКР. А за 2017 год — год, когда в деле наконец появился фигурант, Виталий Мельник — дело перебывало в руках пяти (!) следователей.

И вот как раз следователя первого отдела, потерявшего вещдок, повысили и сделали руководителем следственного отдела одного из районов Казани, а другого следователя, формировавшего второй том уголовного дела (тот самый, из которого исчезли документы), отправили руководить следственным отделом одного из районов Республики Марий Эл.

А вот следователям, которые чего-либо добивались в расследовании, почему-то не везло. Следователя Алмаза Гарипова, который завел в дело Мельника в 2017 году, тут же уволили, также на днях уволили следователя первого отдела Самата Гимадеева. К чести последнего надо сказать, что это именно он опроверг алиби Мельника и каким-то образом убедил пройти полиграф экс-сенатора Сергея Батина. По результатам той экспертизы эксперты как раз и сделали вывод, что Батин непосредственно причастен к покушению не только на меня, но и на следователя Александра Туганова.

Так что отношение к происходящему руководителя первого отдела Рамиля Билалова вызывают недоумение не только у меня, но, как мне стало известно, и в центральном аппарате СКР, который начал служебную проверку по нашим с депутатом Ефремовым заявлениям.

Повторюсь, ситуация получается просто анекдотическая: в отношении не представляющего никакой опасности депутата полковник Билалов санкционирует настоящие маски-шоу с ОМОНом, в то время как у него в производстве имеется дело о покушении на жизнь следователя Туганова, по которому он не делает абсолютно ничего, хотя все участники преступления были установлены ещё в 2013 году!

Я неоднократно спрашивал сотрудников первого отдела: а почему вы не задерживаете фигурантов по делу Туганова? На что они мне говорили, Алексей, у нас нет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинения, мы же следственный комитет, а не беспредельщики. И вот эти "небеспредельщики" в случае с явной подставой (которую называют "контрольной закупкой") проводят обыски у Ефремова и назначают экспертизы. А судьба дела по покушению на меня и на их собственного коллегу, получается, у следователей СКР никакого энтузиазма не вызывает!

Это стало последней каплей моего терпения, и я обратился в центральный аппарат СК России, к Александру Бастрыкину.

Как можно за девять лет не раскрыть покушение на жизнь следователя, если все участники пофамильно известны? Я считаю что это какое то запредельное предательство, у которого есть конкретный автор. И даже если допустить, что полковник Билалов не укрывает это преступление, а просто не может его раскрыть, он все равно должен быть с позором уволен. Значит он, минимум, не профессионал. По моему делу его подчиненные запороли опознание, две очные ставки, потеряли вещдок и вырвали страницы из уголовного дела. И ни одного виновного лица нет! Поэтому теперь я намерен добиваться наказания не только для лиц, которые хотели меня убить, но и для сотрудников первого отдела следкома Татарстана, которые разрушили доказательную базу по моему делу и по делу следователя Туганова.

P.S. "Idel.Реалии" подготовили и направили в следственное управление СКР по РТ запрос с просьбой прокомментировать обвинения Алексея Соловьёва.

ХРОНОЛОГИЯ "ДЕЛА СОЛОВЬЁВА"

Лом — оружие правящего класса: как в Зеленодольске усмиряют оппозицию

Из дела о покушении на зеленодольского оппозиционера выбыла судья

Зеленодольский "Левиафан". "Он хотел добить меня либо превратить в овощ"

"За это можно реально убить": полиграф разоблачил сенатора от Татарстана

Обвиняемый в покушении на зеленодольского оппозиционера экс-полицейский взят под домашний арест

"Рядом прокуратура, полиция, администрация — а я ничего не могла сделать!"

Очень деловой свидетель. Экс-сенатора Сергея Батина "не отпустил" коронавирус

"Как суд над Ефремовым". Дело о покушении на оппозиционера из Татарстана превратили в "шоу двойников"

Власти невыгодно. Что роднит покушение на зеленодольца Соловьёва и отравление Навального?

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG